Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Как работает каршеринг в Москве

«Газета.Ru» разобралась в тонкостях московского каршеринга — поминутной аренды автомобилей

«Газета.Ru» изучила условия проката машин с поминутной тарификацией (каршеринг), который должен появиться в столице в ближайшее время, и выяснила, что нужно сделать для регистрации в системе, сколько это будет стоить, где можно будет получить и оставить машину и сможет ли сервис конкурировать с такси.

Столичные власти анонсировали запуск в ближайшее время нового проекта «Делимобиль» — поминутной аренды машины. «В Москве появится новая услуга с загадочным названием каршеринг, — заявил мэр Москвы Сергей Собянин. — Это прокат машин без водителя, похоже на прокат велосипедов, которые стоят по всему городу. Во многих европейских городах эта услуга работает. Будем надеяться, что она приживется и в Москве, таким образом, снизив перепробег автомашин и нагрузку на наши улицы».

Заместитель мэра Москвы по транспортным вопросам Максим Ликсутов в свою очередь отметил, что до конца года в городе появится 500 общественных автомобилей, поездка на которых будет обходиться дешевле, чем на такси. Первые общественные автомобили, по его словам, появятся на улицах уже в ближайшие две недели.

Сама услуга обойдется горожанам в 8,9 руб. за минуту использования. Забронировать стоящий в определенном месте общественный автомобиль можно бесплатно, но только на 20 минут, после чего за бронь уже придется платить — 1,5 руб. в минуту.

Для сравнения: первые 15 минут поездки на такси у сервиса «Яндекс.Такси» обходятся клиенту в 199 руб. (13,2 руб. в минуту), а далее – 15 руб. в минуту. Минимальная стоимость минуты поездки на такси в сервисе Uber – 8 руб. Однако с пассажира берут еще 50 руб. за подачу автомобиля, а также еще почти 8 руб. за каждый километр пути. Получается, что в обоих вариантах на такси минута поездки выходит дороже, чем в каршеринге.

Как работает система регистрации

Ограничений для желающих пользоваться поминутной арендой машин два: по условиям договора, сервис доступен только водителям старше 21 года и с водительским стажем не менее двух лет.

Чтобы начать пользоваться услугами каршеринга, сперва придется пройти регистрацию на сайте «Делимобиля». Пока сайт слабо индексируется поисковиками и найти его не так просто, если не знать точный адрес или название самой компании.

Для регистрации на сайте компании необходимо отправить сканы паспорта и водительских прав. На изучение этих документов и рассмотрение заявки уходит до 24 часов. Если заявка будет одобрена, пользователь может приехать в офис «Каршеринг Руссия» или одного из партнеров сервиса и подписать договор бесплатно либо заказать доставку договора курьером за плату.

Пока система работает в тестовом режиме: ответное письмо о получении компанией документов не пришло корреспонденту «Газеты.Ru» ни на указанный адрес электронной почты, ни по SMS. Однако спустя примерно сутки после обращения «Делимобиль» известил о положительном решении по запросу на регистрацию.

С трудностями при регистрации столкнулся и популярный блогер Дмитрий Терновский, который сначала вовсе получил отказ.

«У меня из вариантов только два — кто-то из среднего руководства, отвечающего за регистрацию, знает меня и подумал: «Сейчас как возьмет машину, да как начнет потом критиковать!» Что, конечно же, глупость для такого серьезного проекта. Второй вариант — они пробивают личные данные по штрафам. Надо сказать, что несколько штрафов за год у меня бывают, все за незначительное превышение скорости», — недоумевал Терновский в своем блоге.

Позже блогер написал в компанию письмо с просьбой разъяснить, почему ему отказали в регистрации. В своем ответе «Каршеринг Руссия» пояснил, что служба безопасности компании усомнилась в подлинности водительских прав заявителя, поэтому «Делимобиль» решил не вступать с Терновским в договорные отношения.

Однако о недовольстве популярного блогера стало известно руководству «Каршеринг Руссия», и проблему пообещали решить. Как рассказал «Газете.Ru» сам Терновский, его вопрос дошел до руководства компании, после чего он был оперативно решен.

Мне позвонили из «Делимобиля», извинились и пояснили, что на такие вопросы, как был у меня, отвечает юрист, который не умеет общаться с клиентами. Права они пробивают по базе ГИБДД, которая иногда дает сбои и не показывает информацию по водительским правам».

Блогер отметил, что услуга поминутной аренды машины может быть востребована москвичами. «Владеть машиной в столице стало гораздо дороже, поэтому многие отказываются от личного авто. Я, например, часто оставляю машину дома и еду на такси. Поминутная аренда выходит явно дешевле, чем такси, поэтому сервис может получить популярность».

Руководитель проекта Probok.net Александр Шумский также считает, что сервис будет востребован и позволит снизить загруженность московских дорог. «Когда большое количество людей станут пользоваться поминутной арендой, вместо того чтобы ехать по делам на своей машине, в какой-то мере это разгрузит трафик в Москве», — рассказал «Газете.Ru» Шумский.

Спрос на сервис будет – новые технологии невероятно востребованы у москвичей. К тому же многие горожане покупают автомобиль только для того, чтобы пользоваться им по выходным, – для них сервис очень удобен».

Как будет работать каршеринг на практике


<1>Согласно инструкции, найти свободный автомобиль можно будет с помощью мобильного приложения – оно же нужно для того, чтобы открыть машину. Далее пользователю рекомендуется оценить состояние кузова и салон «Делимобиля». Если есть повреждения кузова или загрязнения салона, клиенту предлагается сфотографировать их и отправить в информационный центр.

Добравшись на общественном авто до пункта назначения, но не желая пока расставаться с ним, клиент может с помощью того же приложения установить режим ожидания – другой пользователь не сможет воспользоваться именно этой машиной. Забирать и возвращать авто пока можно будет на любых улицах в пределах ТТК, где разрешена стоянка, а со следующего года — в пределах МКАД. При этом, арендовав «Делимобиль», можно передвигаться не только внутри МКАД, но и в радиусе пяти километров за ее пределами.

Заправлять машину должны периодически сотрудники компании. Самостоятельно ехать на заправку придется только в случае, если загорелся индикатор низкого уровня топлива. Заправиться можно по топливной карте «Делимобиля», которую компания предоставляет вместе с машиной.

Все машины в каршеринге застрахованы по ОСАГО. Эта страховка избавляет пользователя от материальной ответственности за повреждения авто в случае, если он не является виновником ДТП. Если же арендатор нарушил ПДД и попал в аварию, то оплатить компании часть материального ущерба клиенту придется из своего кармана – в этом случае штраф составит либо 15 тыс. руб. (при повреждениях на сумму до 100 тыс. руб.), либо 15% от стоимости ремонта.

От угона автомобили будет защищать GPS-трекер, который позволяет отследить машину по спутниковому сигналу. Даже если угонщику удастся отключить его, двигатель «Делимобиля» оператор сможет заглушить дистанционно. За самовольное отключение трекера предусмотрен номинально самый большой штраф – 150 тыс. руб.

Информация обо всех штрафах подробно прописана в конце договора, который клиент подписывает уже после окончания регистрации в системе. В нем 20 страниц, и читать его стоит особенно внимательно.

Так, например, загрязнение салона или курение в машине грозит клиенту штрафом в размере 2 тыс. руб., а также оплатой услуг по химчистке. В случае заправки топливом неподходящей марки и последующем выходе двигателя из строя с пользователя будет взыскано 50 тыс. руб.

Александр Шумский полагает, что массово штрафовать пользователей сервиса компания-владелец прокатных машин не будет. «Одного такого штрафа будет достаточно, чтобы клиент перестал пользоваться услугой. Компания намерена инвестировать в проект несколько миллиардов рублей (6,5 млрд. – «Газета.Ru», поэтому заинтересована в клиентах и вряд ли будет штрафоваться их за грязь в салоне», – поясняет Шумский.

Иного мнения придерживается координатор «Синих ведерок» Петр Шкуматов.

«Например, как клиент может отвечать за работоспособность трекера? Он может сломаться, а я и не узнаю. Потом компания подаст на меня в суд за нарушение условий договора и потребует оплатить штраф в размере 150 тыс. руб.», — задается вопросом Шкуматов.

Эксперт считает, что далеко не все люди будут вообще изучать договор и лишь единицы дочитают его до последней страницы, где прописаны все штрафы. «Гражданам останется только надеяться на то, что коммерческая компания работает не по бизнес-модели, основанной на взимании с клиентов штрафов», — говорит Шкуматов.

Как рассказал «Газете.Ru» глава холдинга GeneralInvest Винченцо Трани (инвестор проекта), опасения экспертов беспочвенны: компания не намерена зарабатывать, поголовно штрафуя клиентов за каждое пятно на кресле.

«Такой же договор мы заключаем с клиентами в Берлине и Милане, и никаких проблем не возникает. Так что не думаю, что прописанные в договоре штрафы будут отпугивать людей и в Москве», — говорит господин Трани.

«Конечно, в договоре все четко прописано – это хорошая работа юриста по сохранению инвестиций компании. Но реально никто не будет пользоваться жесткими условиями договора, чтобы собирать с пользователей штрафы – так у нас просто не будет клиентов», — заверил собеседник.

Он также сообщил, что на данный момент в Москве пока зарегистрированы около 2,5 тыс. пользователей каршеринга. «Но после запуска проекта, уже к концу года мы ожидаем, что у нас будет 90 тыс. клиентов, — отмечает Трани. — Конечно, пятисот автомобилей, которые будут доступны к этому моменту, уже не хватит на всех желающих. Поэтому каждый последующий месяц в 2016 году мы намерены добавлять по 100 машин».

Трани отмечает, что компания не будет монополистом на рынке, и предвидит появление серьезных конкурентов. «У нас уже есть один конкурент в Москве — маленькая компания, которая пока не очень развивалась, как я понимаю, из-за отсутствия необходимых инвестиций, — уточнил собеседник. — Но будут появляться и другие крупные игроки на рынке. Борьба с ними будет идти не за то, кто сможет предложить более низкую стоимость услуги, а за то, кто может предоставить клиенту более высокое качество и удобство услуги, лучшие модели автомобилей».

Новости и материалы
Генсек НАТО хочет убедить Трампа не уступать России
Доля российских удобрений на рынке Европы рекордно выросла
Посетитель ночного клуба признался диджею в любви и откусил у него ухо
Названы уязвимые к российским холодам автомобили
Марочко сообщил, что украинские военные сбросили тела неизвестных в реку
ВС РФ уничтожили укрепрайон ВСУ у Макеевки в ЛНР
«Вашингтон» без сломавшего ногу Овечкина проиграл «Колорадо»
Во время урагана в Москве пострадали не менее четырех человек
Стало известно, как Украина хочет «сбивать» российские ракеты «Орешник»
Эстония лишь спустя три дня после удара «Орешника» созовет Совбез по Украине
Крупная автомобильная авария произошла на юго-востоке Москвы
США предупреждали союзников о применении Россией «экспериментального оружия»
«Вашингтон» опубликовал заявление о переломе ноги у Овечкина
Рэпер Noize MC не признал вину в дискредитации российской армии
Снижение скорости интернета может указывать на подключение чужих к Wi-Fi
Медведев опубликовал видео атаки российской гиперзвуковой ракетой «Орешник»
В Москве и Подмосковье замедлился рост цен
В православном монастыре Германии рассказали о единении русских и украинских прихожан
Все новости