Ученые Пермского национального исследовательского политехнического университета (ПНИПУ) выяснили, как облака вулканического пепла влияют на работу авиационных двигателей. Работа призвана повысить безопасность авиаперелетов в зонах действующих вулканов, сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе научного учреждения.
Как уточнили в Пермском Политехе, скопление частиц вулканической сажи на сопле воздушного судна может вызвать отказ двигателя.
Попадая на поверхность лопаток соплового аппарата турбины, частицы охлаждаются и кристаллизуются, образуя отложения. Пространство между лопатками уменьшается. Это ведет к потере газодинамической устойчивости компрессора и выключению двигателя, объяснили специалисты.
В 1989 году полет лайнера Boeing 747 над извергающимся вулканом Редаут на Аляске едва не закончился трагедий. Самолет попал в плотное облако пепла на высоте 7,5 километра, после чего у него отключились все четыре турбины. Авиакатастрофы удалось избежать лишь благодаря мастерству экипажа.
Исследователи ПНИПУ совместно с научными сотрудниками АО «ОДК-Авиадвигатели» впервые численно оценили объемы высокотемпературных зон в тракте силовой установки самолетов, где частицы пепла переходят в жидкую фазу и становятся угрозой безопасности.
Как показали расчеты, понижение тяги авиадвигателей до малого газа в вулканическом облаке замедляет образование отложений на сопловом аппарате, тогда как попытка набрать высоту — увеличивает площадь плавления пепла на 81%. В связи с этим пилотам рекомендуется не пытаться подняться над зоной выброса, а покинуть ее на малой тяге с разворотом на 180 градусов.
Ранее в России нашли способ сократить простои нефтегазовых предприятий из-за ремонта оборудования.