— Такаи-сан, как сейчас обстоят дела с вашими клиентами — кто покупает автомобили и как работают дилеры в условиях кризиса?
— Клиенты привыкают к новой реальности, понимая, что цены значительно выросли и ниже уже не станут. Происходит процесс адаптации к новым условиям, который потребует определенного времени. Что касается дилеров, то, с одной стороны, мы готовили их к тому, что 2016 год будет непростым, с другой — они и сами это понимали. Многие из дилеров значительно оптимизировали свои расходы: сократили персонал на 20–30%, срезали рекламные расходы и перенаправили свое внимание на продажу запчастей, обслуживание и на вторичный рынок. Сейчас у нас 119 дилеров в 75 городах России, и в каждом регионе лидерскую позицию в продажах занимает модель Outlander — наш бестселлер.
— Получается, что 2016 год будет хуже, чем 2015-й?
— Да, это так. Мы готовы к тому, что 2016 год будет хуже, и прогнозируем падение рынка на уровне 10–15%. Дело в том, что в прошлом году в России было целых два искусственных источника увеличения продаж. Один из них — это закупки автомобилей гражданами из стран СНГ. Цены в России были для них более чем привлекательными, они скупали новенькие автомобили и увозили к себе на родину. Помимо этого, некоторые производители отчитывались о продажах автомобилей, которые в реальности еще не произошли. В связи с этим в новом году объем продаж, по сравнению с тем, что мы видели в цифрах в 2015 году, будет значительно ниже. Однако если убрать искусственные цифры из объемов продаж и сохранить уровень господдержки на прежнем уровне, то можно говорить о том, что реальные данные продаж останутся вполне сопоставимыми.
— C приходом нового Pajero Sport, который будут собирать и привозить в Россию из Таиланда, получается, что на заводе в Калуге пока не будет новых моделей?
— Решения по запуску новых моделей в Калуге нет. Многое зависит от спроса.
— Продажи модели ASX в России прекратились, дилеры распродают остатки на складах. Почему так получилось, ведь эта модель была дешевле, чем Outlander…
— Модель ASX действительно была лидером линейки Mitsubishi. Однако из-за курсовой разницы мы временно прекратили импорт данной модели. Если бы мы продолжили его завозить, то в силу курсовой разницы автомобиль стал бы очень дорогим. У нас есть не только ASX, который собирают в Японии, но и Mirage, который делают в Таиланде. Мы готовы были завозить эти автомобили в Россию, если бы не высокая цена и курсовые колебания.
— Но тем не менее вы привозите Pajero Sport из Таиланда и курсовая разница вас не пугает. Получается, что в этом все-таки есть смысл?
— Конечно, смысл есть, и в данном случае он не столько экономический, сколько имиджевый. Это совершенно новый автомобиль, который недавно появился на мировом рынке. И в России, как и в других странах, данная модель, я уверен, станет флагманом модельного ряда.
— Получается, что машина будет представлена в России скорее номинально?
— В текущей ситуации было бы нечестно сказать, что мы рассчитываем на чересчур высокий уровень продаж. С другой стороны, это не просто имидж, как, к примеру, в случае с электромобилями. Бизнес есть бизнес.
— Почему же на фоне разговоров о важности локализации вы производите в Калуге только одну модель?
— Вы правы, мы хотели бы производить в Калуге больше локализованных моделей, но на данном этапе наша штаб-квартира в Японии придерживается других взглядов.
Я неоднократно обращался с данной инициативой, однако пока решения о запуске новых продуктов в России нет. Для старта подобных инвестиций необходимы определенные высокие показатели и стабильность рынка, а сейчас мы этого не видим. В том числе важна и государственная поддержка локального производства. И тем не менее мы должны отметить, что российский рынок является приоритетным для бренда Mitsubishi и отказываться от возможности увеличения количества локализованных моделей мы не спешим.
— Когда вы закончите экспорт Pajero в Россию?
— Мы будем продолжать импортировать данную модель на российский рынок параллельно с Pajero Sport, поскольку видим высокий спрос на данную модель. Останавливать заказы и продажи Pajero IV поколения в России мы не собираемся. Точных дат окончания производства данной модели нет, Pajero IV продолжит обновляться в соответствии с общим циклом развития и обновления модели. Информации о запуске нового поколения Pajero пока нет, поскольку проект временно приостановлен, но не закрыт. Возможно, работа над пятым поколением Mitsubishi Pajero когда-нибудь возобновится.
— Будете ли импортировать к нам седаны?
— Такого плана нет.
Отчасти это связано с курсом валют, отчасти с тем, что B-сегмент оккупирован моделями Kia Rio и Hyundai Solaris.
Если мы захотим привезти сюда свои автомобили, нам придется конкурировать с машинами, которые производятся локально, а это означает конкуренцию с производителями, которые не несут затрат на логистику из других стран и экономят на ввозных пошлинах. То есть нам нужно будет показать конкурентные цены в рублях, но при этом заплатить за этот автомобиль в валюте, что неоправданно экономически.
— Сейчас из модельной линейки в России пропал и Lancer, эту модель здесь очень любили. Насколько это серьезная потеря?
— Да, было бы хорошо, чтобы модельная линейка была значительно шире, присутствовали бы и Lancer, и даже Mirage. Но необходимо напомнить, что с 2011 по 2014 год мы продали более 170 тыс. автомобилей почти без учета Lancer, что позволяет нам в текущей экономической ситуации спокойно сфокусироваться на SUV-сегменте.
— Да, сейчас Mitsubishi в основном сконцентрировались на внедорожниках. И не только в России, но и в других странах. Это означает, что вы будете и дальше развивать больше направление SUV или в дальнейшем вернетесь и к небольшим автомобилям?
— Глобальная стратегия Mitsubishi Motors Corporation (MMC) — это концентрация на внедорожниках и кроссоверах, а также на их электрических версиях. Дальше, в зависимости от рынка, будут появляться новые модификации. К примеру, в Европе Mitsubishi сконцентрируется на электрокарах, которые там весьма популярны. К примеру, гибриды Outlander PHEV бьют рекорды по продажам в Голландии, Великобритании. В Азии MMC будет сосредоточен на внедорожниках, в США — на кроссоверах и электромобилях, а также на маленьких автомобилях, таких как Mirage.
— Как идут продажи электрокаров в России и есть ли у вас планы представить Outlander PHEV 2016 года?
— Продажи электрокаров в России оказались ниже наших ожиданий. И это несмотря на то, что мы проводили много мероприятий по их продвижению. Например, по отмене таможенных пошлин сейчас мы ожидаем, что будет подписано постановление об их отмене. Но условия продаж отличаются в зависимости от страны. Например, в Великобритании автокомпании получают около £5 тыс. субсидий при продаже гибридного автомобиля. Поэтому и цена на модель PHEV там сравнима с дизельной версией. В итоге в России пока мы ждем улучшения условий на рынке и в ожидании этого несколько сбавили активность в продвижении PHEV.
— Когда же наш рынок будет восстанавливаться?
— Сейчас российский авторынок достиг дна.
Мы надеемся, что дальнейшего ухудшения ситуации уже не будет и ниже, чем мы опустимся в продажах в этом году (2016), в 2017 году мы уже не упадем.
Экономическая ситуация в стране зависит от многого, в том числе и от макроэкономических факторов, таких как кризис в Китае, выборы в Госдуму в России, выборы нового президента США и другие. Но если все позитивные факторы сойдутся, то в начале 2017 года, уверен, рынок начнет восстанавливаться и расти. В противном случае ситуация в 2017 году останется на уровне 2016-го. Но после 2017 года рынок все равно будет восстанавливаться и расти.