Пошлина на ввоз электромобилей в страны Таможенного союза была обнулена в феврале 2014 года на срок до 31 декабря 2015 года. Такое решение было призвано стимулировать спрос на автомобили с электрическим силовыми установками и развитие необходимой для их использования инфраструктуры.
«В течение последних трех месяцев таможня вновь стала требовать уплаты пошлины в размере 17% от стоимости электромобиля, — сообщил «Газете.Ru» представитель одной из российских компаний, которая занимается их поставками в Россию. — Постановление о продлении таможенных льгот до сих пор не подписано. Последнее заседание Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) было 9 марта, и этот вопрос выносился на обсуждение. Однако принятие документа было отложено из-за того, что российский Минфин запросил от комиссии обоснование того, почему они должны отказываться от дополнительных поступлений в бюджет. Обоснование было подготовлено и уже передано в ведомство. Очередное заседание комиссии назначено на 10 апреля — вопрос выносится повторно. Если документ подпишут, то через десять дней он вступит в силу и пошлина на электромобили вновь будет отменена. Но точно сказать, что вопрос будет решен быстро, нельзя.
По логике Минфина государство, отменяя пошлину, недополучит в бюджет эти 17%. Но надо понимать, что сейчас российский бюджет вообще не пополняется за счет ввоза электрических автомобилей, потому что их никто не везет.
Продлив же нулевую пошлину, государство будет получать НДС».
Представитель Teslamuslce (поставщик автомобилей марки Tesla в Россию) Ян Саваш подтвердил «Газете.Ru», что с начала 2016 года нулевые таможенные пошлины на электромобили не действуют. «Мы действительно ждем принятия решения по продлению льгот, — поясняет собеседник. — Возить Tesla в Россию не прекращали, но некоторые клиенты откладывают заказы, узнав, что машина обойдется им значительно дороже из-за необходимости уплаты пошлины».
Саваш отмечает, что точные причины, по которым чиновники не продлили вовремя льготы, неизвестны.
«Не исключено, что за этой историей могут стоять производители люксовых автомобилей, которым невыгодно, чтобы на Tesla распространялись преференции,
— говорит он. — Сейчас объемы продаж невелики и падают, но в будущем спрос на автомобили американской марки будет расти, в том числе и в России. И тогда Tesla сможет составить реальную конкуренцию премиальным брендам».
Участники рынка поясняют, что на текущий момент с точки зрения затрат фактически нет разницы, оформлять ввоз автомобиля на физическое или юридическое лицо: в обоих случаях все платежи и сборы составят не менее 50% от стоимости автомобиля. При нулевой пошлине удорожание поставляемого в Россию электрокара в случае оформления на юрлицо составляло около 30%.
В Минэкономразвития «Газете.Ru» заявили, что еще 12 ноября 2015 года вопрос о продлении на один год нулевой ставки пошлины на электромобили был поддержан в правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции.
«Предложение продления льготной ставки ввозной пошлины было поддержано в начале декабря на обсуждении подкомитета ЕЭК, — отмечает помощник министра Елена Лашкина. — Окончательное решение корректировки пошлины на чувствительные товары принимаются на совете ЕЭК, а до этого проект решения должен быть одобрен на заседании коллегии ЕЭК».
В Минэкономразвития подтвердили, что коллегия заседала в начале марта, но этот вопрос был отклонен и направлен на доработку. «Запросов со стороны ЕЭК о предоставлении какой-либо дополнительной информации в Минэкономразвития России не поступало», — говорит Лашкина.
Представитель ведомства подчеркнула, что позиция России по вопросу предоставления таможенных льгот к настоящему времени не изменилась. «Считаем целесообразным продление действия данной меры»,
— резюмировала Лашкина.
В Минфине оперативно прокомментировать ситуацию «Газете.Ru» не смогли. В Минпромторге также не ответили на запрос.
Стоит отметить, что помимо неофициальных дилеров Tesla в льготах заинтересованы сразу несколько производителей. Так, например, еще в середине прошлого года о продлении нулевой таможенной пошлины чиновников просил глава компании «Renault Россия» Андрей Панков. Он пояснял, что Renault рассчитывает поставлять в Россию электрические Kangoo Z.E. и Twizy. Кроме того, продаются в России и электрокары марок Mitsubishi и Nissan.
Представитель Mitsubishi Motors в России рассказал «Газете.Ru», что компания знала о том, что продление льгот может затянуться, поэтому завезла электрокары i-MiEV еще в прошлом году, а в 2016-м их пока не поставляла.
«Минэкономразвития и Минпромторг работают в этом направлении вместе с профильными комитетами над согласованием нового постановления по продлению отмены пошлин для электромобилей, — говорит представитель официального российского дистрибьютора марки. — В ближайшее время мы ожидаем оглашения точных сроков. Мы предполагали, что ввод нового постановления займет какое-то время, поэтому обеспечили себя достаточным складским запасом на первое полугодие. Поэтому в первом квартале текущего года ввоз новых электромобилей мы не осуществляли».
Представители российского офиса Renault не смогли прокомментировать «Газете.Ru» ситуацию. В Nissan «Газете.Ru» пояснили, что никогда официально не поставляли электрокары в Россию.
По данным агентства «Автостат», в 2015 году продажи электромобилей в России упали из-за кризиса на 31% и составили 122 единицы. Почти половина от проданных электромобилей (58 машин) — модель Tesla Model S. Вторая по популярности модель — это недорогой (от 1 млн руб.) Mitsubishi i-MiEV (27 машин). Кроме того, в прошлом году было продано по 14 единиц Nissan Leaf и российской Lada Ellada, шесть единиц BMW i3 и три Renault Twizy.
При этом в январе--феврале 2016 года из-за вновь вернувшейся пошлины электрокары в России, по сути, уже не ввозились и не продавались. В «Автостате» «Газете.Ru» рассказали,
что за два месяца 2016 года в стране было зарегистрировано всего шесть машин: по одному Nissan Leaf, Renault Twizzy и Mitsubishi I-MIEV, а также три Tesla Model S.
«Не исключено, что все они были куплены еще в прошлом году, а сейчас их только поставили на учет в ГИБДД, — поясняет исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. — Такие цифры позволяют говорить о влиянии льгот для электрокаров на их продажи. Если нет поддержки государства, в том числе и по части таможенных и налоговых льгот, то это направление авторынка точно не будет развиваться».
По подсчетам «Газеты.Ru», российский бюджет может недополучить около 150 млн руб. таможенных платежей и налоговых сборов, если в течение года электрокары не будут поставляться в Россию.
По разным оценкам, российский парк электрокаров составляет пока лишь около 1 тыс. единиц. В «Автостате» говорят, что их и того меньше — около 650 штук. По подсчетам агентства, больше всего в России зарегистрировано Mitsubishi i-MiEV (примерно 240 единиц). Один из них ранее приобрел губернатор Калужской области Анатолий Артамонов. На втором месте — Tesla Model S (примерно 150 единиц), а на третьем — «серый» Nissan Leaf (145 единиц).
P.S. После публикации материала в Минпромтогре сообщили «Газете.Ru», что вопрос повторного установления ставки ввозной таможенной пошлины на электромобили в размере 0% нуждается во всесторонней проработке с точки зрения возможного влияния указанной меры на внутренний рынок легковых автомобилей, производство и занятость в автомобильной отрасли. В ведомстве также добавили, что предложение РФ об установлении еще на один год нулевой таможенной ставки на легковые электромобили находится на рассмотрении ЕЭК и будет рассмотрено на ближайшем заседании консультативного комитета по торговле