Выжить в Москве автомобилисту становится все сложнее. К пробкам и пятничным дачникам добавились платные стоянки и толпы эвакуаторов, грозящих потерей 8 тыс. руб. в случае неправильной парковки. Можно ли на велосипеде добраться до работы быстрее, чем на автомобиле? Корреспондент «Газеты.Ru» потеряла терпение, стоя в пробках, и отправилась в редакцию на велосипеде.
Подмосковье — Ярославский вокзал
Утро в Подмосковье всегда русская рулетка. Долетишь до МКАД за 15 минут или придется простоять все утро. В этот раз «Яндекс.Пробки» сообщили, что от Мытищ до Малой Дмитровке, где находится редакция «Газеты.Ru», доехать быстрее чем за 2,5 часа невозможно из-за пяти ДТП. И я пересела на велосипед.
Маршрут Мытищи — Малая Дмитровка, расстояние — 30 км. Чтобы добраться до центра Москвы своим ходом, понадобится 2,5 часа.
В метро, до которого ехать 9 км, с таким багажом не пустят грозные мужчины и мощные женщины в форме со свистками.
Да и выезжать на Волковское шоссе велосипедисту просто небезопасно: по обочине мчатся автомобили, обгоняющие утренние и вечерние пробки, а на съездах на МКАД некоторые автомобилисты не замечают даже своих коллег по баранке, что уж говорить о двухколесных.
Ближе к Мытищам есть небольшой отрезок для пешеходов, но по вечерам водители маршруток лихо запрыгивают на тротуар правыми колесами и летят по обочине со скоростью метеорита. Что бы творилось, будь там велодорожка, представить страшно.
Остается электричка. Итак, маршрут построен: станция Перловская — Москва Ярославская и по Садовому до Малой Дмитровки. Время — 9.50. Велосипед — горный, с мощными колесами, крепкой вилкой и тормозами: готовлюсь к встрече с высокими бордюрами и пробками из пешеходов. Пешком до станции — минимум 30 минут. На машине из-за особенностей ландшафта почти столько же, 26 минут, и это при свободных дорогах.
На улице еще свежо, и начать утро с такой поездки, а не с душных пробок — сплошное удовольствие. На дорогах в городе пусто, все стоят по направлению в Москву, можно спокойно ехать, даже не опасаясь машин.
На своих двух долетаю за десять минут с учетом потери времени на светофоре и толкучки среди бомбил у станции. Успеваю на электричку в 10.05. Билет до Москвы стоит 52,5 руб. Бесплатный провоз велосипеда действует в электричках только с 11.00 до 16.00, в другое время — примерно столько же.
По информации министерства транспорта Московской области, за сезон 2014 года пассажиры перевезли уже более 25 тыс. велосипедов.
«Это на 2,5 тыс. превышает показатели прошлого года, — сообщил министр транспорта Московской области Александр Зайцев. — Услуга по бесплатному провозу велосипедов впервые была введена летом 2013 года. В течение прошлогоднего летнего сезона ею воспользовались 22,5 тыс. пассажиров».
Как добывается такая статистика и кто считает велосипедистов, тем более бесплатников, непонятно. Да и брать деньги за то, что ты стараешься вести здоровый образ жизни и вносишь вклад в разгрузку Москвы от пробок, на мой взгляд, совершенно несправедливо. Поэтому ограничиваюсь лишь билетом на себя и, беспрепятственно преодолев турникет, заскакиваю в электричку.
В это время в электричках уже свободно. Спокойно найти место для велосипеда в тамбуре можно уже с 9.30.
Главное — не размещать транспорт рядом с дверью в соседний вагон, постоянно снующие торговцы не дают покоя. Время в пути — 24 минуты. За это время можно спокойно послушать радио, как в автомобиле, пролистать фейсбук, а заодно и перевести дух.
Чтобы поднять себе настроение, можно злорадно полюбоваться в окно на вечную пробку в районе Северянинского моста. Будь я на машине, тоже стояла бы тут, но где-то через час с лишним.
Ярославский вокзал — Малая Дмитровка
На Ярославском вокзале при выходе в город совсем небольшая пробка, также спокойно прохожу через турникет и, лавируя между пассажирами с чемоданами, устремляюсь по Каланчевской улице в сторону Садового кольца. Всего лишь около 5 км — и я на месте. По оценке «Яндекса», путь на автомобиле займет как минимум 30 минут с учетом пробок.
Тем временем солнце стало припекать, и с рюкзаком становится жарко. Люди, спешащие на вокзал, не дают разогнаться. Поэтому чтобы освежиться потоком воздуха и окончательно не опоздать на работу, перестраиваюсь на автодорогу. Здесь скорость выше, но опасностей больше. Из припаркованных справа автомобилей водители то и дело пытаются открыть дверь прямо в велосипедиста.
Следующие в попутном направлении автолюбителя сигналят, чаще просто пугая и заставляя слегка подпрыгнуть на велосипеде, нежели предупреждая о своем приближении.
Тем не менее в неплотном потоке ехать не страшно, все друг друга видят велосипедистов пропускают. Но ехать по Садовому среди автомобилей и выхлопных газов смысла нет — тротуар свободен. Даже появились удобные съезды вместо высоких бордюров. Понятно, что делается это главным образом для удобства пешеходов, но все равно радует. Рядом с Театром Образцова орудуют эвакуаторы, которые освобождают тротуары от машин, брошенных в неположенном месте.
Становится понятно, почему ехать так вольготно: раньше среди стоящих на тротуарах авто было сложно пробраться не то что велосипедистам, но даже пешеходам.
Теперь же места хватает всем. Почему бы не очертить велосипедную дорожку именно на тротуаре для большего удобства?
Вывод
В 10.55 оказываюсь на парковке за редакцией «Газеты.Ru». Здесь по традиции все места заставлены так, что даже добраться до велопарковки становится проблематично. Даже после не очень интенсивной получасовой поездки хочется принять душ и сменить одежду. И далеко не у всех он есть в отличие от нашей редакции.
При этом организм взбодрился настолько, что уже нет необходимости в утреннем ритуале с чашкой кофе и попытками проснуться, глядя в ноутбук.
Дорога заняла 1 час 15 минут. Из времени стоит вычесть 15–20 минут, которые ушли на фотографии. При этом смело можно выбрать более легкий городской велосипед: проблема с парапетами оказалась неактуальна. Это еще дополнительный плюс к скорости и около десяти минут экономии. При поездке на автомобиле пришлось бы потратить в лучшем случае два часа. Плюс время на поиск парковки.
Офисным сотрудникам со строгим дресс-кодом придется хранить в шкафу сменную одежду и приезжать на работу немного раньше, чтобы привести себя в порядок. Переодеться, умыться и переложить документы из рюкзака в деловой кейс. И, конечно, быть уверенным, что парковка охраняется.
Совсем отказаться от поездки на работу на автомобиле невозможно. Не всегда утро начинается именно в офисе, а вечером могут быть другие планы.
Но в случае пробок велосипед станет отличным альтернативным способом быстро добраться до работы.
Кроме того, это весьма полезная привычка. Выжить в городе велосипедисту можно, соблюдая максимальную осторожность и избегая оживленных магистралей. В таком случае автомобилисты спокойно реагируют на попутчиков, пропускают и стараются их не притеснять. К сожалению, велосипед в городе пока остается транспортом для вольных художников, которые могут выбрать удобное время для передвижения по городу и не загазованные машинами маршруты.