Не дождавшись открытия Женевского автосалона, как предсказывали западные СМИ, Peugeot-Citroen SA и General Motors заключили соглашение о долгосрочном стратегическом альянсе. Как сообщает издание Automotive News, документ был подписан вечером среды после закрытия фондовых рынков. Альянс GM и PSA стал первой сделкой подобного рода, которую американский концерн заключил после своего банкротства в 2009 году.
Компании будут заниматься совместной разработкой и использованием единых платформ, компонентов и модулей для автомобилей малого и среднего классов, минивэнов и кроссоверов. Стороны также сформируют единое предприятие по закупке компонентов, товаров и услуг у поставщиков с ежегодным оборотом в $125 млрд. Каждая компания также продолжит работать на рынке самостоятельно.
Кроме того, стало известно, что, несмотря на прежние заявления о полностью техническом сотрудничестве, GM приобретает семипроцентную долю акций за $470 млн.
«Это партнерство дает огромные возможности для наших компаний. Альянс с PSA будет дополнением и не повлияет на планы каждого производителя относительно европейских рынков», — заявил генеральный директор GM Дэн Акерсон.
Соглашение вступит в силу во второй половине 2012 года. По словам представителей обоих брендов, выгода от сотрудничества в течение пяти лет должна достигнуть $2 млрд. Первый автомобиль совместной разработки PSA и GM планируют представить в 2016 году.
Сделка PSA-GM, направленная на повышение продаж в Европе, вызывает скептицизм среди аналитиков и инвесторов. «Этот не тот вариант решения, который необходим европейскому рынку для сохранения потенциала», — заявил аналитик Credit Suisse Эрик Хаузер.
«Объединение Peugeot-Citroen и General Motors непременно приведет к сокращению рабочей силы на заводах обеих компаний. Например, разработка новых платформ требует участия большого количества инженеров и исследователей», — считает аналитик на рынке ценных бумаг Ван Конвей.
В прошлом году PSA потерял 542 млн евро, получив чистую прибыль в 588 млн евро против 1,13 млрд евро по итогам 2010 года. Убытки совпали с падением продаж группы. В прошлом году PSA удалось продать 3,5 млн автомобилей обоих брендов (Peugeot — 2,1 млн, Citroen — 1,4 млн), на 1,5% меньше, чем в 2010 году.
В отчете компании говорится, что начиная с сентября цены на продукцию в Европе находились под сильным давлением, что не могло не сказаться на показателях концерна. В итоге на европейском рынке продажи PSA упали на 6,9%, до 2,06 млн автомобилей.
При этом реализация продукции PSA в Латинской Америке увеличилась на 10,6%. На 7,6% выросли продажи в Китае, а на 34,8% — в России. Экспортные продажи концерна выросли с 39% в 2010-м до 42% в 2011 году.
Несмотря на 563,9 млн евро, которые потерял GM на Opel в прошлом году, General Motors показал в 2011 году прибыль в 5,8 млрд евро. Мировые продажи General Motors в 2011 году выросли на 7,6% и достигли 9,02 млн автомобилей. В региональном соотношении упор пришелся на два крупнейших мировых рынка — США (2,5 млн) и Китай (2,54 млн машин), где концерн стал лидером рынка.
Интерес к PSA проявляет и Fiat-Chrysler, который пытается прощупать почву для заключения трехстороннего соглашения. Однако глава PSA Филипп Варен, отвечая на вопрос журналистов о возможности вовлечения Fiat в альянс, заявил: «Нам пока хватит людей», — сообщает The Detroit News.