Крупнейший российский производитель «АвтоВАЗ» начал отдавать долги кредитовавшей его от лица государства госкорпорации «Ростехнологии». В декабре 2010 года концерн выплатил корпорации 2,56 млрд рублей в рамках частичного погашения ссуды в 10 млрд рублей, взятой у «Ростехнологий» в прошлом году, цитирует Reuters слова генерального директора автоконцерна Игоря Комарова. В этом году компания подписала соглашение о реструктуризации долга в 25 млрд рублей до 2019 года.
Несмотря на то что ссуды автоконцерну выделялись из государственного бюджета, возвращенный долг «Ростехнологии» смогут использовать по своему усмотрению.
Начать платить по счетам «АвтоВАЗ» смог благодаря продаже непрофильных энергетических активов «дочке» «Ростехнологий», компании «РТ-Энергоэффективность». В результате сделки под контроль «РТ-Энергоэффективности» попали 100% ценных бумаг ОАО «Тевис», ОАО «Электросеть» и ОАО «Тольяттинская энергосбытовая компания», обеспечивающих светом и теплом район Тольятти, в котором находится автогигант. Кроме того, стартовавшая в 2010 году программа утилизации автомобилей также в первую очередь помогла «АвтоВАЗу». Общий объем инвестиций в проект составил 20,5 млрд рублей, или 400 тысяч сертификатов. За 2010 год «АвтоВАЗ» благодаря программе утилизации реализовал почти половину от общего количества проданных машин — 221 584 автомобиля. За первое полугодие 2010 года завод получил чистую прибыль 3,06 млрд рублей, а его выручка выросла на 38,4%, до 61,98 млрд. Всего по итогам прошлого года автоконцерн продал 517 147 автомобилей, показав рост на 48%.
Тенденция роста продаж сохранилась и в этом году. По итогам февраля 2011-го, было продано 37 528 автомобилей марки Lada, что составляет треть от общего количества реализованных в России машин. Также в среду автозавод сообщил о том, что в 2010 году получил прибыль в 2,106 млрд рублей.
Ранее президент компании Игорь Комаров заявлял, что прибыль по итогам года может составить 1,5 млрд рублей.
Программа утилизации в России завершится осенью 2011 года. «Продажи у компании, безусловно, упадут, – считает генеральный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков. – Сегодня дилеры продают около половины машин по сертификатам. Не скажу, что после завершения государственной программы они опустятся на докризисный уровень, но примерно 30 тысяч в месяц компания будет реализовывать. Дальнейшая судьба «АвтоВАЗа» зависит от скорого выхода седана Granta».
Вместе с тем, автозавод может запустить собственную программу стимулирования спроса по окончании государственной.
Об этом заявил в среду вице-президент по продажам и маркетингу Артем Федосов. «Мы почти 50 процентов продаем по программе утилизации, из них половина могли бы быть коммерческими продажами», - приводит его слова Reuters. По его словам, АвтоВАЗ задумался о своей программе по примеру Daewoo, которая не была включена в список для господдержки.
В настоящее время «АвтоВАЗ» находится в процессе допэмиссии акций. Сейчас акционерный капитал автозавода составляет 9,25 млрд рублей. У Renault и «Тройки Диалог» по 25% акций «АвтоВАЗа». Еще 25% плюс одна акция у госкорпорации «Ростехнологии». Ранее сообщалось, что завод находится в процессе размещения допэмиссии акций. Предполагалось, что на первом этапе эмиссии Renault сделает взнос технологиями на 4,368 млрд рублей (сохранив свои 25%), «Ростехнологии» получат акции в счет долга «АвтоВАЗа» перед ними на сумму 12,666 млрд рублей (увеличив свою долю до 29,4%). Доля же «Тройки Диалог» размоется после первого этапа до 20,53%.
В 2009 году правительство выделило на поддержку «АвтоВАЗа» денежные транши в 25 млрд и 10 млрд рублей, которые были через «Ростехнологии» переданы «АвтоВАЗу» в виде краткосрочных беспроцентных кредитов. Кроме того, у компании есть долги перед кредитовавшими его под гарантии государства банками.
Общий долг предприятия составляет 72,5 млрд рублей. По словам директора по внешним связям «АвтоВАЗа» Игоря Буренкова, для погашения задолженности компания планирует «40 млрд инвестировать в уставной капитал, а остальное отдавать по мере возможности».
Инвестиционная программа развития «АвтоВАЗа» до 2020 года предусматривает, что в развитие производства будет вложено 183,5 млрд рублей.