В понедельник стало известно, что противостояние коллектива и руководства российского завода «Форд-Всеволожск» закончилось. Рабочие объявили итоги тайного голосования. «Подавляющим большинством люди согласились с предложением администрации завода», — сообщил «Газете.Ru» глава профорганизации Ford Алексей Этманов. Забастовщики, требовавшие более чем тридцатипроцентной прибавки, согласились на более скромную:
зарплаты на российском Ford будут увеличены на 16–21% в зависимости от уровня квалификации рабочего. Средняя зарплата на заводе составит 25 586 руб., а начальная — 19 тыс. руб.
«Дополнительные затраты компании, связанные с увеличением заработных плат, составят примерно 5 млн долларов в год», — подсчитал аналитик ИК «Финам» Константин Романов.
На предприятии появится ряд новых льгот — люди смогут бесплатно обедать, пользоваться долгосрочной накопительной программой, получать за выслугу лет от 5 тыс. до 10 тыс. руб., будет действовать система доплат за выполнение дополнительной работы путем совмещения профессий. Специалисты назвали такой социальный пакет одним из лучших среди всех российских автопроизводств.
Этманов пояснил, что договоренность будет оформлена в рамках допсоглашения. Оно будет прилагаться к новому трудовому договору, который вступит в силу с марта. Профактивист отказался прогнозировать, как будет развиваться ситуация на заводе дальше. «Мы и дальше будем работать очень активно», — резюмировал он.
Примечательно, что предыдущий трудовой договор рабочие тоже подписали после небольшой забастовки: 2007 год начался с остановки конвейера на один день в феврале.
Следующие неприятности у Ford возникли в августе. Тогда в профсоюзе сообщили, что будут вести переговоры с начальством по поводу увеличение зарплат. В течение квартала люди пытались добиться того, чтобы их выслушали.
В первых числах ноября они провели суточную предупредительную забастовку. За пять часов до окончания она была прекращена по решению суда Ленобласти. Остановка производства в рамках бессрочной акции, продлившейся 25 дней, была инициирована 20 ноября. Эта забастовка стала самой крупной среди всех автопроизводств в РФ. Она тоже была объявлена областным судом вне закона — в связи с мелкими процессуальными нарушениями.
Для защиты своих интересов рабочие разных заводов объединились в новую организацию - Межрегиональный профсоюз работников автомобилестроения, куда вошли профсоюзы «Форд-Всеволожска», «Автофрамоса» (Renault), СП GM-AvtoVAZ, «АвтоВАЗа» и Nokian Tyres. Некоторое время назад к союзу присоединились сотрудники российского TaгАЗа (выпускает корейские модели Hyundai и SsanYoung).
Сразу же после этого Сергея Пеньчукова, руководителя профсоюза на Таганрогском заводе, отправили в длительную командировку, а затем и вовсе уволили.
Однако Иван Киселев — глава профсоюза «Автофрамоса», который несколько раз проводил митинги солидарности с рабочими во Всеволожске, а также помогал им материально, — уверен, что усиление профдвижения в России — всего лишь вопрос времени. Он рассказал «Газете.Ru» о том, какое значение имеет для рабочих сегодняшняя победа. «Перед нами теперь есть успешный опыт Ford, — заметил Киселев. — Сейчас на нашем заводе ситуация достаточно спокойная: мы занимаемся согласованием с руководством вопросов по продолжительности рабочих смен, помогаем рабочим решать трудовые споры».
«У нас общая касса в Межрегиональном профсоюзе, — пояснил . — Никто из нас не ожидал, что акция во Всеволожске продлится так долго. На то чтобы компенсировать людям финансовые потери, потребовались колоссальные средства. Мы оказались совершенно не готовы к этому. Теперь же мы собираемся учесть этот момент и организовать забастовочный фонд на случай, если в деньгах снова будет необходимость».