После того, как 1 августа прошла первая предупредительная забастовка на «АвтоВАЗе», в ходе которой рабочие требовали повышения окладов, о низких зарплатах снова заговорили на других автомобильных заводах. В результате, в рамках кампании по повышению заработных плат, свои усилия объединили профсоюзы четырех крупнейших автозаводов. На этот раз первыми свои требования озвучили рабочие российско-американского предприятия ЗАО «Джи-Эм АвтоВАЗ».
Сотрудники просят повысить минимальную ставку почти в 2 раза. Остальные руководители профсоюзов тоже говорят о существенном повышении зарплат и обещают выступить с официальными заявлениями в ближайшее время.
Руководитель независимого профсоюза завода «Джи-Эм АвтоВАЗ» Андрей Ляпин рассказал «Газете.Ru» о том, чем обусловлены требования рабочих. «Сейчас большинство рабочих получают 7-8 тыс. рублей в месяц. Но мы считает, что минимальная заработная плата на заводе должна быть не меньше 13 тыс. рублей, и только потом возможны надбавки в зависимости от разрядов или других достижений», — говорит он.
Если производитель никак не отреагирует на требования рабочих, профсоюз грозит акциями протеста, в том числе и забастовками. «Мы понимаем, что организовать остановку производства по всем правилам непросто, но убеждены, что до тех пор, пока работодатель не почувствует, что его сотрудники активно реагируют на ситуацию, он вообще не станет ничего предпринимать», — убежден профсоюзный лидер.
«Цены на автомобили, которые производят рабочие нашего завода такие же, как в Европе, а зарплаты намного ниже. Мы считаем, что это неправильно», — отмечает представитель рабочих.
Он подчеркнул, что пока говорить о создании забастовочного комитета на заводе преждевременно.
Вместе с тем, эксперты считают, что требования российского профсоюза для предприятия будут слишком высокими. «Поднять ставку почти в 2 раза потребует от предприятия существенных вложений. Уверен, что такой шаг не запланирован администрацией, и едва ли будет возможен на практике», — говорит аналитик ИК «Проспект» Дмитий Кипа. Вместе с тем, он считает, что некоторые уступки со стороны производителей все же возможны. «Ситуация назревала уже некоторое время. И у предприятия есть возможность пойти на определенные уступки рабочим, чтобы избежать остановки производства, как это было на «АвтоВАЗе», — считает эксперт.
В скором времени свои требования по улучшению условий труда собираются выдвинуть еще несколько профсоюзов.
Так председатель профсоюзной организации ОАО «Автофрамос» Иван Киселев рассказал «Газете.Ru», что первые действия со стороны рабочих завода могут быть организованы уже в начале осени. «Все наши действия будут согласованными, — рассказывает профсоюзный лидер. — Так, например, наши заводы, как братья-близницы похожи с «Фордом», а потому и действовать мы рассчитываем по их примеру». Фордовцам уже дважды удавалось добиться повышения зарплат, и лидер их профсоюза Алексей Этманов не исключает новых выступлений рабочих.
Наряду с повышением зарплаты профсоюз «Автофрамоса» будет добиваться того, чтобы работодатель принимал на работу, предоставляя все необходимые льготы и социальную защиту. «Пока точные цифры еще не известны. Мы вместе с рабочими будем решать, о каком именно увеличении зарплаты будет говориться в нашем официальном заявлении. Однако, уже сейчас можно говорить о весомом повышении», — рассказал Киселев.
Аналитики считают, что у работников импортных предприятий на территории России, в отличие от производств «АвтоВАЗа», действительно есть шанс добиться удовлетворения своих требований.
«Автомобили «Рено» и «Форд» отлично продаются, а издержки на их производстве минимальны. По сути, руководители этих заводов могут без каких либо сложностей поднять зарплаты рабочим, и просто экономят, — считает Кипа. — Совсем другая ситуация у «АвтоВАЗа». Здесь много лишних сотрудников, огромные объемы производства и старые технологии, в которые нужно вкладывать средства. Думаю, что в их случае добиться повышения зарплат будет почти нереально».