Московская мэрия задумала обозревать городские пробки с воздуха в августе 2002 года. Тогда было издано постановление правительства Москвы «О создании системы видеонаблюдения за дорожной обстановкой с использованием воздухоплавательной техники». Мэрия предписывала провести конкурс создателей летающих аппаратов легче воздуха, разработать их и выделить деньги, а потом передать то, что получилось, столичному ГУВД. Предпоследним пунктом в постановлении было записано, что «работы по созданию системы могут быть реализованы в течение 11 месяцев с начала финансирования». Но либо деньги на два дирижабля и три подвесных аэростата общей стоимостью $2,8 млн нашлись только в прошлом году, либо кто-то в мэрии обсчитался, потому что работы по созданию и сертификации были закончены только к апрелю 2005 года.
Три года назад конкурс на разработку московских дирижаблей выиграло ЗАО «Воздухоплавательный центр «Авгуръ»», бессменным директором которого трудится Вячеслав Федоров — сын бывшего главы ГАИ России, теперь сенатора от Карелии Владимира Федорова. Создание дирижаблей оказалось задачей сложной и затянулось, так что сроки сдачи проекта регулярно переносились. Последний «крайний срок» официального вылета дирижаблей – май 2005 года — был озвучен на одном из сертификационных полетов в ЛИИ имени Громова в Жуковском.
Производители сертифицировали свои аппараты, передали технику правительству Москвы и даже подготовили одного пилота, но летучие видеокамеры над Москвой в мае так и не появились. Не появятся они и в июне — и вообще этим летом.
Как выяснилось, дирижабли и аэростаты теперь пришвартованы на территории подмосковного конструкторского бюро «Мытищево», а единственный подготовленный пилот проводит «госприемку техники».
Отвечать за эксплуатацию воздушного флота мэрии должно столичное ГУВД — так предписано распоряжением мэра «о вводе в эксплуатацию и передаче в оперативное управление ГУВД Москвы воздухоплавательной техники для отслеживания дорожной обстановки», изданном в ноябре 2004 года. Усилиями правоохранительной структуры должно быть создано специальное подразделение по работе с дирижаблями. Кроме того, нужно построить два ангара, где дирижабли будут «жить», и один диспетчерский центр, куда будет приходить информация с воздушных камер. И наконец, с помощью того же «Авгура» надо подготовить летный и инженерный состав для обеспечения уникальной техники. Но когда корреспонденты начали задавать вопросы о судьбе дирижаблей, в ГУВД тоже долго не понимали, о чем идет речь. Потом вспомнили, что раньше осени их не ждут, а потому и встречать новую технику не готовятся: «Вот когда передадут нам дирижабли, тогда и создадим подразделение, и ангары построим». Значит, даже если госприемка закончится раньше времени (не через три месяца, а, например, через два) и техника стоимостью $2,8 млн будет допущена к работе, над Москвой она полететь не сможет.
Никакой инфраструктуры для обеспечения дирижаблей в Москве все еще нет.
В департаменте транспорта и связи Москвы сначала никто не мог вспомнить, переданы дирижабли ГУВД или еще нет. Потом, правда, сообразили, что ничего не передали, а, совсем наоборот, даже не приняли. «Была создана специальная комиссия для госприемки, и дирижабли теперь должны пройти 20 полетов в 20 разных режимах, — говорят представители ДТиС. — Продлится это еще по меньшей мере три месяца». Зачем нужна госприемка, в департаменте толком не знают: сертификационные полеты в самых разных режимах показали, что дирижабли пригодны и безопасны в соответствии со своим типом.
История с дирижаблями уже вызывает у сотрудников ДТиС ассоциации с другим прогрессивным проектом столичных властей – монорельсовой дорогой. Работы по сооружению «нового вида городского транспорта», как его раньше любили называть в мэрии, начали в 1998 году, но до сих пор по чудо-дороге, обошедшейся столичному бюджету в $150 млн, удалось прокатиться только счастливчикам и «организованным группам туристов». Причин для отсрочки пуска дороги называли массу: от проблем с торможением вагонов на мокром рельсе до обезумевших ворон, которые забрасывают полотно ветками, отчего «современный вид транспорта» может передвигаться только после уборки полотна бригадой специально обученных дворников-высотников. Похоже, популяции столичных ворон не стоит расслабляться: после окончания «госприемки» их тоже могут обвинить в очередной отсрочке вылета дирижаблей.