Танк Т-72В затонул во время учебных занятий на Чебаркульском полигоне в Челябинской области 23 августа. Об этом стало известно 15 сентября от руководителя правозащитной организации «У военнослужащих тоже есть право» Алексея Ковалева.
Утром 16 сентября факт ЧП подтвердили в пресс-службе Центрального военного округа. «У танка Т-72 под водой заглох двигатель. Командир машины и оператор-наводчик смогли самостоятельно покинуть боевую машину. Механика-водителя эвакуировала дежурная спасательно-эвакуационная группа. Сейчас военнослужащий находится в военном госпитале города Екатеринбурга, его здоровью ничего не угрожает», — рассказали в ЦВО «Российской газете».
По словам Ковалева, 23 августа в ходе отработки учебного задания по «вождению танка под водой» в машину начала заливаться вода и ее затопило. Двум военнослужащим удалось выбраться самостоятельно, водителя-механика вытащили без сознания. Четыре дня водитель танка находился в коме.
В итоге военно-следственным отделом СК России по Чебаркульскому гарнизону в отношении двух спасшихся танкистов было возбуждено уголовное дело по статье «Нарушение правил вождения или эксплуатации боевой, специальной или транспортной машины, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека», рассказал юрист.
По версии следствия, военнослужащие сами открыли люк, чем вызвали попадание воды в танк. Однако, по словам обвиняемых, вода в танк начала попадать снизу, а люк они открыли, чтобы выбраться наружу.
Ковалев настаивает на невиновности своих подзащитных. В военно-следственном отделе уголовное дело не комментируют.
Два члена экипажа — командир и наводчик — могли открыть люки только в том случае, если танк еще не до конца погрузился в воду — то есть верх башни находился еще над водой, а корпус и механик-водитель уже находились под водой, объяснил «Газете.Ru» экс-начальник штаба танковой дивизии полковник Сергей Сафонов. «Почему в танк начала поступать вода? По всей видимости, танк не был готов к вождению под водой, то есть не был загерметизирован. Надо уточнить, кто и как готовил материальную часть к преодолению водных преград, кто проверял, кто подписывал акты, кто инструктировал личный состав», — говорит отставной офицер.
Однако, по его словам, информации об инциденте пока мало, чтобы сделать полностью квалифицированное заключение.
Перед каждым преодолением водной преграды, согласно инструкциям, затягивается уплотнительный погон башни, на дульные срезы пушки и пулеметов одеваются специальные чехлы. Перед занятием танк тщательно проверяется на контрольно-техническом пункте.
Сафонов объяснил, что танк проверяют на готовность к вождению под водой двумя способами: методом «замочки», когда загерметизированная машина постепенно заводится в воду, а экипаж проверяет, поступает ли в корпус вода; или с помощью воздухо-питающей трубы на башне танка.
В последнем случае у загерметизированной машины заводится двигатель, а труба закрывается заслонкой. Если двигатель танка глохнет, значит, бронетехника загерметизирована хорошо. Если двигатель продолжает работать, значит, он откуда-то получает воздух, а следовательно, танк загерметизирован неудовлетворительно, объяснил полковник.
«Механик в данном случае захлебнулся потому, что выбраться через свой люк под водой не мог, а от остального экипажа он отделен перегородкой», — предположил Сафонов.
По его мнению, причина ЧП — неудовлетворительная подготовка материальной части и личного состава. «К таким занятиям все должно быть подготовлено и оборудовано должным образом: бетонный сход в воду, бетонный выход, обозначенные створы, спасатели, катера, водолазы, тягач на этой стороне реки, тягач на той. В случае нештатной ситуации все это должно сработать в считаные минуты», — объяснил танкист.
Перед занятиями по подводному вождению боевых машин все должно быть выполнено в точном соответствии с «Руководством по преодолению водных преград», объяснил «Газете.Ru» источник в Главном штабе Сухопутных войск. «Там все расписано, кто и за что отвечает. В частности, за подготовку трассы — инженерно-саперные подразделения, за эвакуацию — танкисты. Техника перед занятиями актируется, то есть комиссией подписываются акты о готовности танков к преодолению водных преград. Перед занятием танки «замачиваются», — говорит собеседник.
По его словам, полностью загерметизированную машину затаскивают в воду с помощью танкового тягача типа БТС. Определенное время танк находится в воде, затем его тщательно осматривают. После этой процедуры в танке допускается открывать только три люка — механика, командира, наводчика. «Если все правильно сделано и проведено, никаких нештатных ситуаций не может возникнуть по определению. Так что единственная причина произошедшего на Чебакульском полигоне, на мой взгляд, — только халатность. Однозначно это последствия неудовлетворительной организации занятий и слабые навыки личного состава», — считает источник.
По его словам, после подъема танка из воды причину разгерметизации можно установить абсолютно точно, а значит, в этом отношении сомнений у следствия быть не должно.
«Скорее всего, механик-водитель этого танка просто запаниковал. Все шансы благополучно выбраться из боевой машины у него были», — считает редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский, в прошлом командир танкового полка.
Как уточнил Мураховский, во время преодоления водной преграды экипажи танков комплектуются изолирующими противогазами, и они находятся в положении «наготове»: маска вытащена из сумки, регенеративный патрон вставлен в корпус.
«В случае затопления машины экипаж переводит изолирующие противогазы в боевое положение, дожидается, когда уровень воды доходит до крыши башни, только тогда открывает люки и по команде командира покидает машину через люк наводчика-оператора. Командир выходит последним», — объясняет Мураховский.
По его словам, молодые бойцы часто паникуют на занятиях по подводному вождению, но страх устраняется усиленными занятиями на тренажерах и в специальных бассейнах. О готовности личности состава к преодолению водных преград командиром танкового подразделения делается соответствующая запись. «Если пошло что-то не так, значит, от существующего порядка и правил были произведены отступления», — констатирует Мураховский.
Эксперт также добавил, что Т-72Б комплектуется буксирными тросами с поплавками, которые особым способом укладываются на корпусе танка. Во время учений в полной готовности должна находиться и эвакуационная служба. В считаные секунды они должны подобрать всплывших членов экипажа и осуществить сцепку буксирных тросов с тягачами-эвакуаторами.
В свою очередь член президентского Совета по правам человека, руководитель рабочей группы по защите прав военнослужащих Сергей Кривенко напомнил «Газете.Ru», что военнослужащий, пострадавший в ходе выполнения учебной задачи, может рассчитывать на компенсацию и страховые выплаты. Страховые выплаты зависят от тяжести увечий (от 50 тыс. до 1,5 млн руб.). Единовременное пособие для уволенного в связи с полученной на службе травмой контрактника — 2215 тыс. руб., призывника — 1107 тыс. руб. Получивший инвалидность военный также может рассчитывать на ежемесячные выплаты от 3 тыс. до 15 тыс. руб.