Встреча президентов России и Белоруссии накануне в Москве не поставила точку в вопросе о размещении российской авиабазы на территории братской республики. По словам пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, Владимир Путин и Александр Лукашенко авиабазу не обсуждали.
Тема российских баз за рубежом беспокоит мировую общественность и в связи с проводимой на территории Сирии операцией Воздушно-космических сил РФ.
Военные объекты Вооруженных сил России оказались за территорией нынешней Российской Федерации преимущественно в связи с распадом СССР. Это в основном авиационные базы, объекты противовоздушной и противоракетной обороны, а также системы контроля космического пространства.
Согласно данным Минобороны, общая площадь используемых объектов составляет более 700 тыс. га, а также включает акваторию самого большого озера в Киргизии — Иссык-Куль.
Стоит отметить, что с переходом под юрисдикцию РФ полуострова Крым российские военные полностью обрели контроль над всеми объектами Черноморского флота. Также ВС РФ вернули себе радиолокационную станцию «Днепр» в Севастополе (после модернизации она вернется в строй уже в 2016 году) и Центр дальней космической связи в Евпатории (также модернизируется и приступит к управлению спутниками в 2016 году в качестве подразделения Главного испытательного космического центра имени Германа Титова).
Российские военные объекты (не все из них имеют статус военной базы) присутствуют на территории Белоруссии, Казахстана, Таджикистана, Армении, Киргизии, Абхазии и Южной Осетии, молдавского Приднестровья, Вьетнама и Сирии.
Ряд ранее используемых военных объектов в недавнем прошлом по различным причинам был утрачен.
Точки неспокойствия
Наибольшее внимание на сегодняшний день приковано к размещению российского контингента в Сирии. Широкую известность получила авиационная база Хмеймим в провинции Латакия, где разместилась авиагруппа ВКС РФ, обстреливающая с воздуха объекты запрещенного «Исламского государства» (организация запрещена в России). Юридически авиабаза России не принадлежит, но фактически активно эксплуатируется. В СМИ периодически появляется информация со ссылками на разные источники, что Хмеймим может войти в состав предположительно создаваемой объединенной российской военной базы в Сирии.
Реально же на территории Сирии в настоящее время находится самый далекий от России пункт базирования и ремонта российских кораблей. Это единственный пункт материально-технического обеспечения ВМФ РФ в Средиземноморье — порт Тартус. Пункт охраняют два взвода морских пехотинцев. Интересно, что в начале 2015 года в интервью группе российских СМИ президент Сирии Башар Асад заявил, что не будет против, если РФ превратит пункт МТО в Тартусе в военную базу. Но Россия пока своих намерений изменить статус объекта не подтверждает.
Еще один пункт МТО для кораблей российского флота имеется во вьетнамском городе Камрань. В 2013 году президенты РФ и Вьетнама подписали соглашение о создании совместной базы для обслуживания и ремонта подлодок в Камрани, а с 2014 года аэродром этого города начал обслуживать российские топливозаправщики Ил-78.
После восьмидневной войны августа 2008 года, когда после конфликта с Грузией о независимости заявили Южная Осетия и Абхазия, РФ разместила миротворческий контингент в непризнанных республиках. С 2009 года на территории Южной Осетии дислоцируется 4-я российская военная база. Штаб базы находится в столице — Цхинвали, другие объекты — в Джаве (военный городок и авиабаза), Курте (аэродром совместного базирования) и Дзарцеме (полигон). Численность контингента 4 тыс. человек.
Такое же количество российских военных присутствует и на 7-й Краснодарской Краснознаменной военной базе, размещенной в 2009 году на территории Гудаутского и Очамчирского районов Абхазии. Штаб базы — в Сухуми. Остальные объекты занимают военный аэродром Бомбора в районе Гудауты, полигон и часть порта в Очамчире, совместные гарнизоны в Кодорском ущелье и около Ингурской ГЭС.
Миротворческий контингент российских военных также на условиях ротации присутствует в самопровозглашенной молдавской республике Приднестровье. Оперативная группа российских войск в Приднестровье, по данным 2015 года, насчитывает около 2 тыс. человек.
Друзья-соседи
Российские военные объекты имеются в Армении. На севере страны, в городе Гюмри близ границы с Грузией, развернута 102-я российская военная база Объединенной системы ПВО СНГ. Эксплуатация ее до пересмотра согласована вплоть до 2044 года. В ее состав также входит аэродром совместного базирования Эребуни. Направление Россией на эту авиабазу семи вертолетов на минувшей неделе вызвало обеспокоенность Турции в связи с напряженностью, возникшей между Москвой и Анкарой.
На территории Белоруссии действуют две российские военные базы — срок их эксплуатации на данный момент ограничен 2020 годом. Так, в рамках Объединенной системы ПВО СНГ под Барановичами функционирует радиолокационная станция типа «Волга» системы предупреждения о ракетном нападении (радиотехнический узел Ганцевичи). Другой объект — станция радиосвязи 43-го узла ВМФ РФ «Вилейка». Она позволяет выходить на контакт с атомными подводными лодками в Атлантике, Индийском и частично Тихом океанах. Кроме того, узел работает на Космические войска, ВВС, РВСН, проводит радиотехническую разведку и радиоэлектронную борьбу.
Вопрос размещения на территории страны авиационной базы обсуждается давно. Так, Минобороны РФ и главкомат ВВС два года назад объявляли о планах разместить в 2015 году в Белоруссии полк истребителей Су-27СМ3. Четкого понимания, где именно они должны были базироваться, так и не сложилось: в своих заявлениях российские военные упоминали то аэродром города Лида, то Бобруйск, то Барановичи.
Отметим, что в рамках Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), членами которой являются Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан, обсуждается вопрос о создании коллективных авиационных сил организации. В августе текущего года замгенсека ОДКБ Валерий Семериков сообщал, что предложение уже подготовлено и авиационные силы ОДКБ непосредственно будут обеспечивать переброску общих сил и средств в тот или иной регион коллективной безопасности.
Крупный российский аэродром размещен в Киргизии — это авиабаза Кант к востоку от Бишкека. По данным открытых источников, на авиабазе проходят службу 250 российских офицеров и прапорщиков и 150 солдат срочной службы. Авиапарк состоит из штурмовиков Су-25 и вертолетов Ми-8. Аэродром также может принимать неполностью загруженные транспортные самолеты Ан-22 и Ил-76, пассажирские Ту-154, Як-42, Ан-12 и другие легкие самолеты.
В состав объединенной базы РФ в Киргизии также входят испытательная база противолодочного торпедного оружия (на озере Иссык-Куль), 338-й узел связи с подводными лодками на боевом дежурстве ВМФ «Марево» (станция «Прометей»), а также сейсмическая станция РВСН.
В Казахстане Россия использует полигон Сары-Шаган, на нем испытывают ракетную технику в интересах ПВО и ПРО. Здесь же расположен и крупный радиотехнический узел. Сары-Шаган часто задействуют в масштабных учениях ВС РФ. Стрельбы по полигону и с его территории активно производились в рамках итоговых учений «Центр-2015», по легенде которых Россия отрабатывала действия против крупной группировки террористов.
В казахском городе Костанай базируется полк российской транспортной авиации.
Крупнейшим сухопутным соединением за пределами России является 201-я военная база в Таджикистане. По соглашению от 2013 года база близ Душанбе будет использоваться до 2042 года. Российская 201-я база вместе с местными вооруженными силами обеспечивает безопасность Таджикистана. Одной из задач является оборона таджикско-афганской границы, в том числе и контроль наркотрафика (совместно с оперативной группой погранслужбы ФСБ РФ). Численность военнослужащих базы в настоящее время — примерно 7500 человек. Россия поставляет туда вооружение и военную технику. В составе военной базы части и подразделения, расположенные в трех городах Республики Таджикистан (в общей сложности восемь военных городков), а также три полигона — Ляур, Момирак, Самбули.
Связь с космосом
В Таджикистане также расположено российское «окно в космос». С территории горной системы Памир на высоте 2,2 тыс. м с целью обнаружения космических объектов на высотах от 2 тыс. до 40 тыс. км (вплоть до геостационарной орбиты) действует комплекс распознавания «Окно», принадлежащий российским Космическим войскам. Он обнаруживает космические объекты ночью по отражаемому ими солнечному свету. Эта система мониторинга космоса в полную силу заработала в начале 2015 года.
Другой крупнейший объект связи РФ с космосом размещен в Казахстане. Это всем известный космодром Байконур (5-й Государственный испытательный полигон Минобороны России). Согласно открытым данным, за использование полигона на территории Казахстана Россия с 2005 года платит $682 тыс., ранее объект обходился почти вдвое дороже — $1,022 млн.
Что мы потеряли
Среди потерянных Россией зарубежных военных объектов стоит отметить радиолокационную станцию «Дарьял» в Габале (Азербайджан). РЛС была частью системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН), на которой служили около 2 тыс. человек, но она устарела. С 2013 года объект передан Азербайджану, с него снято российское оборудование, военнослужащие переведены на другие места службы.
В 2000 году была демонтирована российская радиолокационная станция типа «Дарьял» в украинском Мукачево. Она строилась с 1986 года как часть СПРН, но так и не была полностью завершена после распада СССР. Российские Космические войска (в их управлении находятся все РЛС СПРН) подчеркивают, что потеря этих станций несущественная, так как на территории России возводятся более современные радиолокационные станции, способные перекрыть все направления возможных пусков ракет.
Не эксплуатируется, по официальным данным, в настоящее время и один из важнейших советских и российских зарубежных центров радиоэлектронной разведки — кубинский радиоэлектронный центр в Лурдесе близ Гаваны. Информация о возвращении его в строй появлялась в СМИ в последние два года, но довольно быстро опровергалась руководством страны. По назначению объект использовался с 1967 по 2002 год. Главным образом сыграл свою роль в период «холодной войны», перехватывая данные американских спутников и переговоры военных. В современной России центр помогал осуществлять промышленную разведку.
Латинская Америка представляет для России на сегодняшний день особенный интерес. РФ активно сотрудничает с латиноамериканскими странами в военно-технических вопросах. Министр обороны Сергей Шойгу, а также его заместитель по международным вопросам Анатолий Антонов за три года пребывания Шойгу в должности несколько раз посещали ряд стран региона с официальными визитами.
Глава российского оборонного ведомства заявлял по итогам одного из таких визитов, что Россия намерена увеличить количество военных баз и объектов присутствия за рубежом и ведет переговоры в том числе с Кубой, Венесуэлой, Никарагуа, Сейшельскими островами. Стоит отметить, что диалог ведется не только по вопросу полномасштабных баз, но и об упрощенном заходе в иностранные порты российских кораблей и их обслуживании, а также обеспечении дозаправки российских военных самолетов дальней авиации.
Число используемых Россией военных объектов за границей страны сравнительно невелико. Американские военные базы по всему миру размещены в куда большем количестве — их более двух десятков (США имеют присутствие почти во всех странах Европы, Австралии, Южной Корее, Афганистане, странах Персидского залива, Японии).