Президент России Владимир Путин приказал начать внезапную проверку войск Центрального военного округа, в ходе которой будут отработаны вопросы всестороннего обеспечения боевых частей и соединений, дислоцированных в ЦВО. Предполагается, что они будут проходить с 7 по 12 сентября.
Как сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе Минобороны РФ, в соответствии с распоряжением верховного главнокомандующего сегодня утром все войска округа, а также часть подразделений боевой авиации других округов, ВДВ и военно-транспортной авиации приводятся в полную боевую готовность. Это означает, что военнослужащие, участвующие в этих мероприятиях, срочно поднимаются по боевой тревоге, приводят свое оружие и военную технику к готовности вступить в бой, а штат подразделений, задействованных в проверке, укомплектовывается по нормам военного времени.
Кроме того, полная боеготовность предполагает отмену отпусков и увольнительных для военных, в частях которых объявили этот режим.
Как отметил в понедельник министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу, в ходе учений особое внимание будет уделяться действиям десантников и проверке того, насколько авиация ЦВО готова решать поставленные перед ней задачи. «Мы должны оценить возможности Воздушно-десантных войск по переброске их на большие расстояния и готовность к десантированию на незнакомые полигоны», — сказал он.
В рамках внезапной военной тревоги президент также поручил проверить, насколько готовы к военному времени ряд других министерств и ведомств. «Президентом Российской Федерации поручено Министерству обороны совместно с Главным управлением специальных программ осуществить проверку Минздрава России, Минсельхоза России, Минпромторга России, Федерального медико-биологического агентства, Росрыболовства и Росрезерва, а также администраций Республики Башкортостан, Новосибирской, Самарской и Челябинской областей по вопросам их готовности к выполнению задач в условиях военного времени», — говорится в заявлении Шойгу, посвященном внезапным учениям.
В пресс-службе Минздрава «Газете.Ru» сказали, что не комментируют сообщение Минобороны. «По поводу этих учений есть определенный уровень секретности, так что далеко не все руководители Минздрава знают, как ведомство будет взаимодействовать с Минобороны на этих учениях», — сообщил «Газете.Ru» источник в Минздраве.
Кроме того, уведомления о проведении внезапных учений направлены военным атташе иностранных государств.
В Центральный военный округ входят воинские соединения и части, расположенные в Сибири и на Урале. Там находится более 60 различных армий, бригад, дивизий. В основном это мотострелковые и воздушно-десантные соединения, а также войска ПВО, ВВС, военные железнодорожники и военные службы, занимающиеся ремонтом техники и вооружения. В состав округа также включена 201-я военная база РФ в Таджикистане, которая размещена в республике с 2004 года в соответствии с договором между Москвой и Душанбе.
В ЦВО есть около сорока фронтовых бомбардировщиков Су-24 и до пятидесяти модернизированных перехватчиков МиГ-31БМ. Есть также полсотни ударных вертолетов Ми-24 и до сорока транспортных Ми-26 и Ми-8. В ходе учений будет проверена готовность вести боевые действия у сотни единиц наземной военной техники — танков, БМП, и БТР. Наконец, на вооружении частей ЦВО есть 24 тактических ракетных комплекса «Точка-У» и «Искандер». Кроме того, в округе есть несколько соединений и частей других силовых ведомств — Внутренних войск, погранслужбы ФСБ и МЧС РФ. Но даже если военнослужащие подразделений этих структур и не будут участвовать в учениях, то во внезапной проверке примут участие десятки тысяч человек.
По словам пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, практика подобных мероприятий будет продолжена. «На протяжении всего последнего года такие внезапные проверки устраивались неоднократно, президент также неоднократно подтверждал, что практика внезапных проверок будет продолжаться на постоянной основе, свидетелями чему мы и являемся», — приводит слова чиновника агентство ТАСС. Песков добавил, что в дальнейшем также будет проверяться способность тыловых структур взаимодействовать с оборонным ведомством в случае войны.
«Раз речь идет о комплексной проверке, тем более Песков заявил о том, что такие мероприятия будут продолжены, это может свидетельствовать о переходе на новый уровень ожидания угрозы. Хотя по одному факту далеко идущих выводов делать не стоит, потому как отработка действий различных подразделений, которые в военное время должны работать в интересах Минобороны, это нормальное явление», — уверен политолог Анатолий Несмиян.
Однако, по словам Несмияна, не исключено, что внезапные учения связаны с подготовкой определенных действий силовых структур России против ИГИЛ (запрещенная в России экстремистская организация исламистского толка). «Есть некоторые ожидания того, что РФ в той или иной степени будет включаться в войну с ИГИЛ. Об этом говорит смена риторики в СМИ, которые переключают общественное внимание от Донбасса к событиям в Сирии. ИГИЛ может нам ответить быстро и уже на нашей территории, и мы будем вынуждены реагировать на действия исламистов внутри нашей страны. В любом случае, ответ на вопрос, будем ли мы активнее вовлечены в действия против «Исламского государства», может быть дан во время поездки Путина в Нью-Йорк», — сказал эксперт.
Бывший заместитель командующего группировкой войск РФ на Северном Кавказе Борис Подопригора уверен, что ничего сверхъестественного в нынешней проверке нет. Наоборот, в отличие от предыдущих лет, она проводится по всем имеющимся нормативам и правилам. «Когда я был офицером, обо всех «внезапных» учениях и боевых тревогах мы узнавали за полтора, а то и два месяца. Сейчас степень внезапности этих проверок, к счастью, возросла. Второй момент. Ранее в большинстве случаев проверка боеготовности осуществлялась вне связи с другими ведомствами, которые в военное время играют важнейшую роль. Сейчас эти мероприятия наконец-то проводятся в увязке с этими гражданскими структурами. О необходимости их привлечения говорилось еще после конфликта с Грузией в 2008 году», — сказал эксперт.
Подопригора отметил, что внезапные маневры проводятся и в армиях других стран мира, в том числе и в армии США. «Я присутствовал в Соединенных Штатах в качестве военного офицера в объединенном штабе одной из международных структур. Так вот, там почти всегда учения проводятся без предварительного уведомления командиров подразделений и без предварительной подготовки», — сказал он.