Горно-металлургический гигант «Норильский никель» завершил самую крупную сделку за всю историю компании, получив более 97,75% акций канадского никеледобытчика LionOre. Сделка тянулась уже достаточно давно и вероятность того, что она не состоится, была крайне мала. Купив LionOre, «Норникель» укрепит свои позиции на международных рынках. Однако у этой сделки могут быть весьма тяжелые «внутренние» последствия.
Дело в том, что против столь дорогой сделки («Норникель» заплатил $6,4 млрд) выступал Михаил Прохоров, с января этого года делящий бизнес со своим многолетним партнером Владимиром Потаниным.
В мае Прохоров, единственный из девяти членов совета директоров, проголосовал против повышения цены за LionOre.
В июне Прохоров не вошел в совет директоров «Норникеля», где он находился с 2003 года, а в начале августа через созданный им инвестфонд «Онэксим» потребовал созвать внеочередное собрание акционеров для переизбрания нынешнего совета директоров. Собрание акционеров состоится, скорее всего, в октябре, и его итоги прогнозировать сейчас трудно. Но можно уже точно сказать, что на собрании будет сделано немало громких заявлений. Прохоров, как бывший глава компании, похоже, недоволен тем, как она сейчас управляется. По крайней мере, он опасается, что стоимость его пакета может уменьшиться. Видимо, поэтому он и захотел вернуть себе влияние на принятие решений в компании.
Несмотря на нежелание Прохорова продолжать борьбу за LionOre, «Норникель» упорно бился за канадский актив с швейцарской Xstrata. Благодаря сделке «Норникель» сможет не только увеличить свое присутствие на мировом никелевом рынке (доля компании, по подсчетам Игоря Нуждина из «Зенита», составит 25%), но и надолго обеспечить себя запасами никеля и повысить прибыль компании.
Сейчас, когда «Норникель» приступит к принудительному выкупу бумаг для консолидации 100-процентного пакета акций, повлиять на сделку Прохоров уже вряд ли сможет, даже если предположить, что его требование о переизбрании совета директоров «Норникеля» будет удовлетворено. «Проще приспособить купленный за дорого данный актив к существующему бизнесу, чем пытаться продать его хотя бы за те же деньги, которые заплатили», — говорит аналитик «Велес Капитал» Станислав Фоменко.
Действиетльно, теоретически у Прохорова есть два пути. Войдя в совет директоров «Норникеля», он может попытаться инициировать продажу только что приобретенной компании или влиять на управление LionOre.
Однако такой вариант кажется сейчас маловероятным — прежде всего из-за неудачной конъюнктуры на рынке цветных металлов.
«Сейчас наблюдается падение цен на никель, и в этот момент продавать компанию нецелесообразно», — считает аналитик «Финама» Денис Горев.
Второй путь, которым может пойти бизнесмен, может изменить внутренний расклад сил в компании. Прохоров может попытаться оказать влияние на акционеров при формировании совета директоров канадской компании, чтобы самому участвовать в процессе интеграции актива.
Аналитики, однако, скептически оценивают шансы Прохорова. «Для того чтобы повлиять на управление LionOre, нужно не просто быть в совете директоров «Норникеля», а попасть в совет директоров канадской компании», — говорит аналитик Deutsche UFG Ольга Окунева.
Сейчас же речь идет о том, сможет ли Прохоров или кто-то из его доверенных лиц получить место в совете директоров российской компании.
«По законодательству нужно сначала прекратить полномочия существующего совета директоров, для этого требуется кворум – собрание 50% + 1 акция. Из присутствующих 50% + 1 акция должны проголосовать за прекращение полномочий предыдущего совета директоров», — рассказывает Окунева. Если же предположить, что сторонники Потанина не проголосуют за это предложение, то у Прохорова может не хватить акций, чтобы прекратить полномочия существующего совета.
Тогда может начаться затяжная акционерная война.
Причины возможного обострения находятся вне компании. «Газета.Ru» уже писала, что основные активы Прохорова и Потанина — «Норникель» и золотодобывающая компания «Полюс золото» — скорее всего, в обозримом будущем перейдут под контроль государства. Предполагается, что покупателем этих активов будет одна из госкомпаний — например, алмазный монополист «АЛРОСА». Тот, кто будет осуществлять такую сделку, получит не только огромные деньги, но и благосклонность властей. Вполне возможно, это и есть главная причина явного ухудшения отношений между бывшими многолетними партнерами.