Во вторник Наро-Фоминский городской суд признал Тамару Рохлиной виновной в убийстве мужа — генерала Льва Рохлина. «Суд считает, что вина нашла свое подтверждение в судебном заседании», — заявила судья, оглашая приговор. После этих слов подсудимой стало плохо, и процесс пришлось прервать.
А когда вдову генерала привели в чувство, суд приговорил ее к четырем годам условно с испытательным сроком в два с половиной года.
Ранее гособвинитель требовал признать Тамару Рохлину виновной в убийстве мужа и приговорить ее к четырем годам лишения свободы в колонии общего режима. В свою очередь адвокат Анатолий Кучерена просил суд полностью оправдать свою подзащитную «в связи с отсутствием в материалах дела доказательств ее вины».
Генерал Лев Рохлин, депутат Госдумы и лидер движения «В поддержку армии», погиб в ночь на 3 июля 1998 года. Он был убит выстрелом в голову на своей даче в деревне Клоково, недалеко от Наро-Фоминска. В первый же день после убийства Тамара Рохлина взяла на себя вину в смерти мужа. Об этом она объявила приехавшим на место происшествия следователям, после чего вдову задержали. Но через некоторое время Рохлина отказалась от показаний, ссылаясь на то, что оговорила себя из-за угрозы расправы над семьей (у Рохлиных остались дочь и сын). 30 декабря 1999 года Рохлина была отпущена из СИЗО под подписку о невыезде.
К настоящему моменту Тамару Рохлину судят уже больше пяти лет — первый процесс над вдовой генерала начался 16 октября 2000 года.
В ноябре 2000 года Рохлина была признана виновной в убийстве и приговорена к восьми годам колонии. Защита обжаловала решение в Мособлсуде, но 21 декабря 2000 года облсуд подтвердил приговор, правда, снизив срок наказания до четырех лет. Адвокаты подали кассацию в Верховный суд России. Летом 2001 года обвинительный приговор был наконец отменен, и дело направили на новое рассмотрение в тот же Наро-Фоминский суд. Примерно в то же время адвокаты направили жалобу в Европейский суд по правам человека.
Второй процесс над Рохлиной начался в декабре 2001 года. Но из-за плохого состояния здоровья подсудимой рассмотрение дела было прервано. В ноябре слушания возобновились. Затем процесс пришлось снова прервать из-за назначения подсудимой дополнительной психиатрической экспертизы. В марте 2003 года врачи Института судебной психиатрии имени Сербского заявили, что вдова генерала вменяема и ее могут судить. Но слушания то и дело прерывались из-за дополнительных экспертиз, назначаемых судом, болезней Рохлиной, ее попытки самоубийства (по данным защиты, она приняла 40–50 таблеток неизвестного вещества), ходатайства о рассмотрении дела с участием присяжных заседателей.
В начале марта 2005 года процесс был вновь приостановлен. На этот раз по ходатайству гособвинения суд назначил Рохлиной еще одну комплексную судебную психолого-психиатрическую экспертизу. Подсудимая вновь была признана вменяемой.
Тем временем весной 2005 года Страсбургский суд удовлетворил жалобу Рохлину на неправомерные сроки содержания в СИЗО и длительность судебного процесса и обязал Россию выплатить Рохлиной компенсацию в размере 8 тыс. евро.
Адвокаты надеялись, что если Европейский суд по правам человека нашел в производстве уголовного дела серию нарушений, то и новый приговор Рохлиной будет оправдательным. «Раз Страсбургский суд согласился с защитой и обнаружил существенные нарушения, которые были допущены во время предварительного следствия и судебных разбирательств, это для нас очень много значит», – сообщил тогда «Газете.Ru» Анатолий Кучерена.
На оправдание подзащитной адвокаты рассчитывали до вторника. По словам Кучерены, в деле не было прямых доказательств виновности подсудимой. «Суд должен учесть все доказательства и должен вынести оправдательный приговор, — заявлял перед началом последнего дня слушаний адвокат Кучерена. — Нет ни одного свидетеля, который показал бы, что Тамара Павловна совершила это преступление». По его словам, «можно по-разному относиться и к Рохлиной, и к следствию», но «это позиция и Верховного суда, и Страсбургского».
Теперь защита намерена вновь обжаловать обвинительный приговор вплоть до Страсбургского суда по правам человека.
Как отметил адвокат, в ходе нового процесса были совершены ошибки. «Не было выполнено требование, содержащееся в определении Верховного суда от 2001 года, — заявлял журналистам во время прений сторон Анатолий Кучерена, — в котором указывалось на отсутствие в материалах дела доказательств вины Рохлиной». Кроме того, сообщил Кучерена, гособвинитель во время выступления постоянно использовал фразы «как установлено судом» и «как стало известно суду».
Пока же защита будет подавать кассационную жалобу в суд вышестоящей инстанции (на это у адвокатов есть десять дней с момента получения приговора на руки), российские власти, как ожидается, должны исполнить решение Европейского суда по правам человека. По данным адвокатов, компенсация Тамаре Рохлиной будет выплачена «в ближайшие дни».