Выборы в Чечне закончились и признаны абсолютно легитимными. Несмотря на то что избиркомы посчитали только половину бюллетеней, а международные наблюдатели не дали окончательного диагноза прошедшего плебисцита, президенты Владимир Путин и Алу Алханов объявили выборы свершившимся фактом, законность результатов которого никто как будто и не оспаривает.
Президент России выступил на тему чеченских выборов еще в полдень. Когда встречался в Кремле с членами правительства. «В Чечне произошло важное внутриполитическое событие – избран легитимный представительный орган власти – парламент», — заявил президент. Чуть позже чеченский президент Алу Алханов, глава местного избиркома Исмаил Байханов то же самое говорили в Грозном. Встреча с журналистами прошла в новеньком здании министерства финансов в Грозном (там среди прочего находится и штаб одного из участников выборов – «Единой России»).
Не приехал из республиканского руководства только Рамзан Кадыров. «Хозяину Чечни», как называют его простые жители республики, в Грозном делать нечего. Главный организатор минувших выборов спокойно отдыхает в Центорое.
Глава ЦИКа Байханов подвел последние, но все равно еще промежуточные итоги. Результаты, оглашенные им на пресс-конференции, значительно отличались от утренних. Подсчитаны пока бюллетени с половины участков. Из 430 избирательных участков окончательно отработали свое лишь 237. Подкачала немного явка: ожидаемых 70% избирателей на выборы так и не пришло, но и показатель в 60% для Чечни весьма солидное достижение.
Наибольшие изменения претерпели показатели партий.
Выпал за пятипроцентный барьер сенсационно проскакивавший его с утра «Евразийский союз» (эта организация, точнее, молодежное ее крыло, среди прочего, имела отношение к националистическому шествию в Москве 4 ноября). Партия, которую в Чечне олицетворяют братья-предприниматели Оздиевы, по данным на полдень понедельника, набрала 4,17%. За шесть часов евразийцы потеряли больше процента, но жалоб в республиканский избирком пока все равно никто не подал.
Зато, как и ожидалось, шагнули за 60% единороссы.
За те же полдня они умудрились прибавить целых 2%: теперь у «Единой России» 61,45%. Остальные изменения менее значительны. Чуть потеряли коммунисты. С 12,78% КПРФ скатилась на 11,99%. Подтянулся СПС: 10,93% избирателей отдали голоса за правых. Вместо 10,35, что были утром. Именно эти три партии и будут представлены в парламенте.
Неудачники выборов итоги предпочитают не комментировать. В местных «Яблоке» и «Родине» «Газете.Ru» комментировать итоги голосования отказались.
Зато с удовольствием рассказывает о минувших выборах президент Алханов. Иностранные журналисты пытались было пожаловаться, что на ряд участков они не были допущены. «Ни одной жалобы ни от партий, ни от наблюдателей, ни от кого в избирком не поступало», — улыбаясь, обрывает французского корреспондента Алу Алханов и переходит к следующему вопросу. В частности, президент делится своим намерением в ближайшее время съездить в Брюссель. Там Алханов намерен, по его словам, «встретиться со всеми лидерами масхадовского режима». Пресс-конференция тут же заканчивается, и президент исчезает за спинами охранников, а журналисты еще долго обсуждают, что имелось в виду. Даже охранники в зале, переговариваясь между собой, постоянно повторяют одно и то же имя: Ахмед Закаев. Решится ли нынешний чеченский президент на встречу с эмиссаром экс-президента Масхадова, который проживает сейчас в Лондоне, остается неизвестным.
Уже после пресс-конференции слово берут молчавшие все время представители европейского парламента. Поляк Тадуеш Ивински отказывает «Газете.Ru» в интервью, объясняя это тем, что второй день говорит одно и то же, а его все равно никто не слушает (о его критических заявлениях в день голосования «Газета.Ru» подробно писала). Критиковать выборы поляку неудобно, доказательств найти никому так и не удалось. «Нас сейчас загрузят в автобус и отправят в Москву, а оттуда прямо завтра с утра обратно в Польшу», — жалуется поляк и уходит с бородатыми охранниками.
Другой европейский посланник – глава делегации ПАСЕ Андреас Гросс – был сегодня более конкретен. На встрече с Алхановым он поделился некоторыми наблюдениями. «Реальная власть запугивает людей. Трудно оценить выборы при этих условиях, если они даже технически корректны», — сказал Гросс. «Наши коллеги разговаривали с тремя женщинами — пожилой, средних лет и молодой. Все они шли голосовать, — сказал делегат ПАСЕ. — Все они были запуганы».
Таким образом, единственная организация, которая к этому времени однозначно положительно высказалась о демократичности выборов в республике, – наблюдательная миссия СНГ.
Это, можно сказать, специальное учреждение по признанию спорных выборов.
Миссия Владимира Рушайло признавала победу Виктора Януковича, прозрачность выборов в Белоруссии и Узбекистане. В понедельник замсекретаря исполкома СНГ Валерий Кириченко то же самое сделал и в Грозном. «Мы со всей ответственностью заявляем, что выборы в республике проходили в соответствии с федеральным законом и чеченским законом о выборах парламента. Регистрация кандидатов и избирательных списков осуществлялась также в установленном законом порядке», — сказал Кириченко.
Улицы Грозного пустые. Все усиление охраны больше не действует. Ни военных, ни нарядов больше нет, даже половина блокпостов на дорогах уже в воскресного вечера пустовала. Зато на улицы вышли наконец сами грозненцы и пока еще робко, но разворачивают лотки с товаром возле развалин домов. «Возьмите словарь с чеченского на русский», — предлагает старый чеченец. Он развернул торговлю прямо под козырьком разрушенного во вторую войну здания. Каркас цел, но внутрь заходить никто не решается. На вопрос, не боится ли он здесь стоять, улыбается: «Бояться больше нечего, выборы закончились».