На сегодняшнем заседании Совбеза (начнется ближе к вечеру по московскому времени) планируется принять так называемую сирийскую резолюцию. От того, какую окончательную форму примет этот документ, будет зависеть, станет ли возможным беспрецедентное введение против Дамаска экономических санкций по линии ООН.
Соавторами резолюции, как уже сообщала «Газета.Ru», выступают США, Великобритания и Франция. На минувшей неделе они внесли в СБ свой проект документа, где содержится фраза о возможных санкциях против Сирии, если эта страна откажется от сотрудничества с международной комиссией немецкого прокурора Детлева Мехлиса. В этом месяце комиссия представила ООН промежуточный доклад о расследовании убийства в минувшем феврале экс-премьера Ливана Рафика Харири. В докладе говорилось, в частности, о наличии убедительных доказательств того, что за убийством Харири стоят как ливанские, так и сирийские спецслужбы, а также о том, что сирийская сторона в недостаточной степени сотрудничала со следственной группой Мехлиса. Собственно, после этого и встал вопрос об экономических санкциях. Авторы проекта предлагали применить к Дамаску статью 41 Устава ООН, то есть меры, не связанные с использованием вооруженных сил, включающие «полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио и других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений».
Перед Россией в связи с вынесением вопроса в СБ возникла весьма щепетильная проблема. В понедельник ей предстоит проголосовать или не проголосовать за введение санкций против своего традиционного союзника на Ближнем Востоке. Все указывает на то, что Москва выберет «не проголосовать».
Дипломатические игры начались еще на прошлой неделе. Вечером того же дня, когда в СБ появился антисирийский проект, президент Сирии Башар Асад позвонил в Москву Владимиру Путину. Из скупого пересказа беседы кремлевской пресс-службой получалось, что Путин приветствовал шаги Сирии по сотрудничеству с комиссией ООН. То есть в принципе Москва уже тогда признавала, что Дамаск выполняет требования ООН.
В понедельник утром просирийская позиция Москвы стала еще более очевидной.
Прилетевший в Нью-Йорк глава российского МИДа Сергей Лавров (заседание СБ будет проходить на уровне министров иностранных дел) жестко объявил, что западный проект резолюции никуда не годится. «Москва выступает против попыток превратить Совет Безопасности ООН в следственно-процессуальный механизм по проблеме Сирии», — заявил Лавров. По словам министра, «неправильно было бы смешивать уголовно-процессуальные механизмы с межгосударственными отношениями». Глава российского МИДа при этом подчеркнул, что в проекте резолюции, выносимом сегодня на обсуждение в СБ, «такая попытка предпринимается». Сергей Лавров также отметил, что доклад комиссии, в котором прямо указывается на причастность сирийских спецслужб к убийству Харири, промежуточный, и сейчас задача ООН – помочь членам комиссии встретиться с представителями сирийских властей.
Заявление главы российской дипломатии усиливается тем обстоятельством, что на позицию России решили встать также Китай и Алжир (последний присутствует сейчас в СБ в качестве временного члена).
«Вопросы подготовки к заседанию СБ ООН по Сирии обсудили в Нью-Йорке главы МИДов России и Китая Сергей Лавров и Ли Чжаосин. Выявилось совпадение позиций сторон», — сказано в сообщении МИД РФ, поступившем в «Газету.Ru». Правительства и Китая, и Алжира дали понять, что говорить о санкциях преждевременно, нужно дождаться по меньшей мере завершения расследования обстоятельств убийства Харири комиссией Мехлиса (как известно, срок расследования продлен до 15 декабря).
В условиях, когда два постоянных члена СБ с правом вето явно не хотят голосовать за резолюцию в нынешнем виде, вечернее заседание явно будет напряженным. Не исключено, правда, что за сегодняшний день члены делегаций сумеют согласовать компромиссный вариант текста. Это дал понять тот же Лавров. «Мы передали конкретные соображения о том, как можно эти противоречия в тексте проекта резолюции преодолеть. Соавторы взяли паузу для размышления и изучения нашего предложения до завтрашнего утра. Посмотрим, какая будет реакция, но в любом случае все будет решаться непосредственно на заседании СБ ООН на уровне министров», — сказал Лавров. Представитель США в ООН Джон Болтон (лидер антисирийских «ястребов») тоже оптимистичен. По его словам, вероятнее всего, до голосования удастся заручиться необходимым числом голосов и главное – вряд ли какой-то из стран--членов Совбеза придется воспользоваться правом вето.
Александр Горелик, директор информационного центра ООН, в беседе с «Газетой.Ru» также склоняется к тому, что резолюцию все-таки примут, хотя о вероятности внесения в нее каких-нибудь российских поправок эксперт не уверен. Что касается самого заявления Лаврова о вмешательстве в работу СБ ООН, Горелик считает, что российский министр излишне политизирует проблему. «Что значит «внедриться в сферу СБ ООН»? Документ находится на рассмотрении СБ. Оценка Лаврова, безусловно, политическая. Есть документ, он принесен в СБ членами СБ, а не какой-то там делегацией или политической силой за пределами ООН. Совбез сам хозяин собственных процедур. Он вправе соглашаться с предложенным ему документом или не соглашаться. В случае несогласия действуют разные механизмы, в том числе и так называемое право вето».
«Газета.Ru» будет следить за обсуждением антисирийской резолюции.