В Азербайджане предотвращена попытка государственного переворота. Во всяком случае, об этом в четверг заявили власти закавказского государства. Организаторы предполагаемого переворота уволены и уже посажены в тюрьму. «Щупальца» антиалиевского заговора, как выяснилось, тянулись в верхи: среди задержанных двое министров и глава крупнейшей нефтяной компании.
Еще два дня назад министр, а сейчас главный враг азербайджанского народа, носит славную фамилию Алиев. Это Фархад Алиев, бывший министр экономического развития.
Как уже писала «Газета.Ru», в среду он был отстранен от министерских обязанностей с непонятной до поры до времени формулировкой. В четверг стало ясно, что дело политическое. МВД Азербайджана распространило пресс-релиз: Фархад Алиев и несколько других политиков и бизнесменов задержаны за подготовку государственного переворота. Что такое переворот, никто в Баку не объяснил.
Еще утром 19 октября Фаpхад Алиев готовился выступить на Международной выставке по стройматериалам в Баку, и только в самый последний момент было объявлено, что он задержался «на встрече с высокопоставленной иностранной делегацией». Иностранной делегацией оказались сотрудники правоохранительных органов.
Вся история началась с утра 17 октября. Тогда, как сообщала «Газета.Ru», был схвачен бывший министр финансов Фикрет Юсифов — за финансирование оппозиционных акций. Теперь из заявления властей Азербайджана следует, что именно Юсифов сдал экономического министра и остальных. Под пристальным взором следователей Юсифов заявил, что вовсе не он финансирует оппозицию, а однофамилец президента. Как говорится в совместном заявлении министерств нацбезопасности, внутренних дел и генпрокуратуры Азербайджана, 18 октября Юсифов «дал добровольные сведения о подготовке насильственного захвата власти» лидером Демократической партии Расулом Гулиевым и его сторонниками в Азербайджане. По данным Юсифова, в июле этого года Гулиев, живущий в эмиграции, прилетал из Лондона в Санкт-Петербург, откуда связался с ним по телефону и поручил передать Фархаду Алиеву и другим своим сторонникам указание по финансированию переворота в Азербайджане. Вскоре Юсифов встретился с Алиевым и передал ему поручение эмигранта. Министр экономического развития «пообещал оказать свою всестороннюю помощь в этом деле». 23 сентября Юсифов вновь встретился с министром. «Тот вновь пообещал свою всестороннюю поддержку и подтвердил намерение выделить на это три миллиона долларов», — говорится в совместном сообщении министерств нацбезопасности, внутренних дел и генпрокуратуры Азербайджана.
Об оппозиционности Фархада Алиева в последнее время говорил только цвет галстука, в котором он имел неосторожность появляться на официальных встречах. Депутаты парламента уловили в ношении Алиевым оранжевого галстука намек на оппозиционность и были очень этим недовольны.
Алиев пользовался немалым авторитетом среди дипкорпуса, аккредитованного в Азербайджане. Он, как один из немногих реформаторов, представленных во власти, мог бы быть назначен премьер-министром. Как писала местная пресса, Алиев не стал бы «азербайджанским Столыпиным», зато у него были все перспективы стать «азербайджанским Ющенко».
В отличие от Алиева Гулиев уже давно вызывал нервные срывы у и так неспокойных азербайджанских руководителей. Так, когда он на прошлой неделе решился прилететь в Азербайджан, аэропорт сначала блокировали милицией, а затем решили просто не дать самолету приземлиться на бакинскую землю. В результате Расул Гулиев приземлился в Симферополе, где его задержали по международным договоренностям, так как он обвиняется властями страны в хищении госимущества в крупных размерах и находится в международном розыске. Однако экстрадировать на родину лидера Демократической партии оранжевые власти не стали. Суд посчитал, что азербайджанская сторона предоставила недостаточные для его задержания материалы. Кроме того, суд сослался на конвенцию о беженцах, которую подписала Украина. И несмотря на то что лично президент Ильхам Алиев назвал его «одним из главарей международной мафии», Гулиев преспокойно продолжает оставаться у своих знакомых в Бахчисарае, откуда делает громкие заявления.
После того как азербайджанские власти произнесли фразу «государственный переворот», отставки и задержания последовали одна за другой.
Главу нефтяной компании Azpetrol Рафика Алиева, брата Фархада, задержали в среду в аэропорту при посадке на рейс в Стамбул. Был задержан и намеревавшийся вылететь вместе с ним турецкий бизнесмен Бурхан Бекчи. В четверг днем был сначала отстранен от занимаемой должности, а позже арестован министр здравоохранения страны Али Инсанов. А вечером президент Ильхам Алиев отправил в отставку управляющего делами своей администрации Акифа Мурадвердиева. Возможно, его тоже ждет арест.
Как считает эксперт Центра политических технологий Алексей Макаркин, главной фигурой среди арестованных является, конечно, Фархад Алиев. «Это одна из наиболее значимых фигур в азербайджанском истеблишменте. И тот факт, что его обвиняют в том, что он стал готовить переворот, а в реальности, я думаю, он просто начал договариваться с оппозицией, это важный момент» — заявил Макаркин в интервью «Газете.Ru». По его мнению, очевидно, какая-то часть азербайджанской оппозиции пыталась договориться с частью правящей элиты. «Любой сценарий революции как раз предусматривает именно это. Я не думаю, что они готовили переворот в классическом виде. Может быть, такие штуки были возможны в Азербайджане 1993–1994 годах. Сейчас может быть как в Киргизии, где значительная часть чиновничества в той или иной форме или перешла на сторону оппозиции, или не сопротивлялась ей. Допустим, заканчиваются выборы, подводятся результаты. Оппозиция заявляет о своей победе, выходит на улицы, власть заявляет о своей, сопротивляется. В этой ситуации какая-то часть властной элиты договаривается с оппозицией, идет навстречу оппозиционерам. Допустим, на Украине мэр Киева Омельченко оппозиции помещения предоставил, провиантом помог, такой вариант был не исключен», — уверен политолог.
Эта революция должна была произойти сразу после 6 ноября – именно на это число намечены парламентские выборы, считает Макаркин.
По мнению политолога, такая революция стала возможна, потому что Ильхам Алиев в отличие от отца не смог сохранить равновесие в своем окружении. «У Ильхама получилось так, что он вряд ли смог справляться в роли разруливающего, в результате чего одна из групп во власти во главе с Фархадом Алиевым пошла в сторону оппозиции», — сказал политолог «Газете.Ru».
По мнению политолога, в реальности ни один из арестованных политиков и бизнесменов государственный переворот не готовил: «Просто в таких закрытых и достаточно авторитарных режимах само сближение с оппозицией равняется попытке государственного переворота и посягательства на режим. В трактовке азербайджанских властей, наверное, это переворот».
Глава движения «Против тирании в Азербайджане» Эльдар Оруджев в интервью «Газете.Ru» заявил, что после смерти Алиева-старшего правящий клан потерял внутренний стержень. «У данного клана, который находится у власти с 1993 года, основная задача была после прихода к власти – уничтожение двух типов противников – тех, у кого были вооруженные группы, и тех, у кого были финансовые возможности. Гейдар Алиев с этим справился успешно, Ильхам эти годы существовал уже на том, что было построено. Сейчас он оказался не в состоянии это контролировать». По словам оппозиционера, то, что происходит, – это «попытка стабилизировать ситуацию, так как Фархад Алиев, понимая, что нынешние власти ждет крах, попытался поддержать оппозицию».
Важность происходивших в четверг в Баку событий была подтверждена к вечеру, когда в азербайджанской столице как будто вдруг оказались в гостях два очень важных лица из Москвы и Вашингтона. Днем Ильхам Алиев встретился с директором Службы внешней разведки России Сергеем Лебедевым и назвал для протокола «очень важным сотрудничество спецслужб двух стран». В свою очередь, глава СВР подчеркнул, что «тесное сотрудничество спецслужб двух стран служит укреплению безопасности в регионе». Чуть позже в кабинете Алиева находился уже замгоссекретаря США Дэниэл Фрид. С Алиевым они обсудили «развитие и усовершенствование избирательной системы республики». Фрид назвал несостоятельными заявления, что он якобы является идеологом «цветных революций» на постсоветском пространстве, и сообщил, что Вашингтон будет внимательно следить за проведением парламентских выборов в Азербайджане.