Новая серия «дела ЮКОСа» началась масштабно и внезапно. С утра от здания МВД в Москве отъехали 20 автобусов с оперативниками. Они поехали «по адресам». Список адресов стал известен уже ближе к вечеру от источников в ЮКОСе и из краткого сообщения Генпрокуратуры.
В общей сложности обыскивались 5 учреждений и один населенный пункт без уточнения конкретного места в нем. «В настоящее время в завершающей стадии находятся обыски и выемки в поселке Жуковка-88 (там находятся дома и офисы некоторых менеджеров ЮКОСа и связанных с ним фирм — «Газета.Ru»), адвокатском бюро «АЛМ-Фельдманс», ООО «Инвестиционный банк «Траст», ООО «Национальный банк «Траст», ООО ЮКОС-ФБЦ», — говорится в пресс-релизе Генпрокуратуры, опубликованном к концу рабочего дня.
Еще до московских адресов российские правоохранители нагрянули в голландский ЮКОС.
Информация об обыске в амстердамском офисе YUKOS Finance B.V. — голландской «дочке» ЮКОСа — пришла от источника в самом ЮКОСе. Он рассказал, что голландские власти в присутствии представителей Генпрокуратуры РФ обыскали офис (YUKOS Finance B.V. контролирует все иностранные активы ЮКОСа). Обыск проводился также по запросу российских правоохранительных органов.
В Жуковке-88, как выяснила «Газета.Ru», происходило следующее. Около двух часов дня от источников в компании появилась информация, что в подмосковном поселке следователи нагрянули в офис адвоката Ходорковского Антона Дреля. «Слышал об этом. Я сейчас как раз туда еду, потому ничего рассказать пока не могу», — сообщил сам Дрель «Газете.Ru».
Около 19.30 Дрель, хотя и добрался до Жуковки, так и не смог попасть в свой кабинет. «Я нахожусь около своего офиса уже пять часов. — сообщил он. — Вероятно, там идет обыск, но меня туда не пускают, и никто со мной не разговаривает». Он уточнил, что по закону об адвокатской деятельности (п. 3 ст. 8) обыск в адвокатском кабинете может проводиться только на основании судебного решения. «Может быть, оно у них есть», — предположил Дрель.
Почти во всех прочих «адресах» факт обысков также подтверждают. Как сообщила представитель пресс-службы банка «Траст» и Национального банка «Траст», «в обысках нет ничего из ряда вон выходящего, такие выемки документов проводятся в наших банках на регулярной основе, это связано с рядом наших клиентов». Сотрудники банков рассказали «Газете.Ru», что работа не была парализована и «все на рабочих местах».
Отдельная история вышла с адвокатским бюро «АЛМ-Фельдманс», которому уже давно достается от Генпрокуратуры. Так, в июле 2003 года там активно велись обыски, и против нескольких сотрудников фирмы ведется следствие: управляющий партнер адвокатского бюро Елена Аграновская находится под подпиской о невыезде, в отношении партнера бюро Павла Ивлиева возбуждено уголовное дело, также в связи с уголовным делом Генпрокуратура требует экстрадиции с Кипра адвоката-стажера Ивана Колесникова.
До самого вечера в адвокатском бюро ни о каких обысках ничего не знали, и, скорее всего, никаких следственных мероприятий в этой фирме вообще не проводилось. «У нас нет никакой информации об обыске», — сообщили в бюро «Газете.Ru». Вероятно, следователи, решив, что Антон Дрель по-прежнему работает в этой компании, обозначили в заявлении это бюро. Однако, как пояснил сам адвокат, он уже 9 месяцев там не работает.
Топ-менеджеры компаний ЮКОС и MENATEP тоже в курсе обысков, но о причинах их либо не знают, либо не говорят. «Я знаю, что состоялись какие-то обыски. Но не более того», — сказал «Газете.Ru» член совета директоров компании Алексей Конторович. Исполнительный директор Group MENATEP, основного акционера ЮКОСа, Тим Осборн заявил «Газете.Ru», что ему известно о факте обысков, но, «почему это происходит, никаких идей нет».
Список обыскиваемых фирм четко указывает на то, что ищет следствие. Речь идет о некогда забытом уголовном деле против дочерней компании ЮКОСа «Фаргойл». Из этого дела теперь вырастает новое обвинение в отмывании денег против Михаила Ходорковского и других бывших топ-менеджеров ЮКОСа.
Вообще, прокуратура о характере нового расследования говорит неохотно, обещая в четверг провести специальный брифинг, где все и объяснится. В сегодняшнем пресс-релизе Генпрокуратуры говорится лишь, что расследуется «уголовное дело о легализации денежных средств, которые добыты преступным путем сотрудниками компании ЮКОС совместно с другими лицами». По словам представителей российской прокуратуры, следствие располагает данными о том, что в течение 2000–2003 годов некоторые руководители и сотрудники НК ЮКОС похитили и легализовали путем вывода за рубеж денежные средства в размере около $7 млрд. Также выявлены схемы, разработанные для хищения выручки от добычи нефти и последующей ее легализации путем выплаты дивидендов подставным фирмам, зарегистрированным за рубежом.
Источник «Газеты.Ru» в правоохранительных органах добавил к этому сведения о том, с чего началась нынешняя операция. Он сообщил, что в МВД в стадии расследования находился ряд дел в отношении «нескольких сотрудников НК ЮКОС». Источник утверждает, что от правоохранительных органов Швейцарии и Франции в МВД России поступил запрос, который можно расценивать как претензии к компании.
По словам собеседника «Газеты.Ru», «следователи собрали все бумаги и в 8.00 отправились на обыски. Все прошло тихо-мирно».
По информации «Газеты.Ru», обыски совместно со следователями Генпрокуратуры проводили сотрудники Департамента экономической безопасности МВД России.
Источники в компании причины обыска видят явно. Новые обыски в компаниях ЮКОСа имеют прямое отношение к возможным новым обвинениям, которые собиралась предъявить Генпрокуратура Ходорковскому и другим руководителям компании. Такую точку зрения высказал источник в нефтяной компании агентству «Интерфакс». «По всей видимости, обыски в офисах бухгалтерии ЮКОСа — ООО ЮКОС ФБЦ, банке «Траст», юридической АЛМ «Фельдманс», а также в офисе адвоката Антона Дреля в поселке Жуковка и голландский рейд связаны между собой так называемым делом «Фаргойла», — рассказал источник в ЮКОСе. Еще в январе 2005 года прокуратура сообщила, что новое дело против Ходорковского будет вестись именно по ст. 174 УК (легализация денежных средств, полученных незаконным путем). В рамках расследования возможного нового дела в июне в Москву прилетел бывший руководитель ООО «Фаргойл» (следствие считало, что именно через эту компанию отмывались деньги) Антонио Вальдес-Гарсиа, который, как только началось преследование сотрудников компании в 2003 году, уехал в Испанию. Бизнесмен еще в аэропорту был задержан, после чего пропал, и только в июле стало известно, что прокуратура взяла его в программу защиты свидетелей. Однако в августе он был обнаружен в Центральной больнице РАН в очень тяжелом состоянии. Где сейчас находится человек, который, вероятно, должен был дать нужные показания по новому делу против Ходорковского, неизвестно.
Второй раз прокуратура собралась предъявить обвинения по такому обвинению в июле этого года, но потом как будто передумала. После того как Мосгорсуд фактически подтвердил приговор Мещанского суда, пресс-секретарь ведомства Наталия Вишнякова, которую журналисты спросили о возможных обвинениях, ответила: «Куда вы торопитесь?» Теперь стало ясно, что прокуратура своих намерений не оставила.