Судья окружного суда по банкротству в Хьюстоне (Техас, США) Летиция Кларк назначила слушания по делу ЮКОСа на утро 16 декабря (18.30 по московскому времени).
По словам старшего партнера юридической фирмы «Джон Тайнер и партнеры» Валерия Тутыхина, в среду ЮКОС обратился в американский суд с двумя заявлениями — о процедуре банкротства согласно статье 11 раздела 11 Кодекса США о банкротстве и о том, чтобы запрет на отчуждение имущества ЮКОСа был вынесен в срочном порядке, т. е. в течение суток. «Обычно слушания по главе 11 длятся полгода или более. В российском праве есть аналог по установлению срочности рассмотрения дела — это определение о применении неких обеспечительных мер», — комментирует Тутыхин.
Суд может принять решение о временной приостановке всех операций по активам ЮКОСа — включая намеченный на воскресенье аукцион по продаже «Юганснефтегаза».
Российские судебные власти, комментируя решение ЮКОСа обратиться в американский суд, заявили, что любое решение техасского суда не будет иметь законности на территории Российской Федерации. Тональность выступления пресс-секретаря Госдепартамента США Ричарда Баучера была иной: «Руководство ЮКОСа имеет право прибегнуть к любым юридическим процедурам в интересах компании и своих акционеров… Администрация США уже неоднократно выражала свою обеспокоенность в отношении дела ЮКОСа и его последствий для российской экономики и репутации России в качестве площадки для ведения бизнеса».
У ЮКОСа есть шансы, что суд примет доводы компании и вынесет запрет на проведение аукциона. И если российские власти прохладно относятся к возможности этого запрета, то серьезность его хорошо понимают западные банки — кредиторы «Газпрома», согласившиеся предоставить концерну кредит на участие в аукционе.
Шутить с американской Фемидой для них опасно — у каждого из членов синдиката есть корреспондентские счета в американских банках и имущество в США.
О возможных последствиях предоставления кредита предупреждал и член совета директоров ЮКОСа Виктор Геращенко: «Решение западного суда может иметь определенное воздействие на синдикат западных банков. Ведь у них есть отделения в США».
Банкиры явно занервничали, хотя ни один еще не объявил о выходе из синдиката. Делаются и прямые попытки повлиять на решение американского суда. Адвокат Хью Рей, представляющий интересы Deutsche Bank, сделал попытку опротестовать заявление ЮКОСа о банкротстве.
Адвокат заявил, что Deutsche Bank уже выделяет кредит для «Газпрома» и приостановка аукциона нанесет ущерб интересам банка.
«Судя по всему, Deutsche Bank оспаривает в суде именно второе заявление ЮКОСа — о срочном рассмотрении дела, — полагает Тутыхин. — ЮКОС не раскрыл, был ли в его первом иске упомянут консорциум банков. Может быть, все шесть банков были адресатами заявления ЮКОСа, т. е. в первоначальном заявлении была сформулирована просьба ЮКОСа запретить им осуществлять операции по кредитованию участников аукциона. Тогда Deutsche Bank становится заинтересованной стороной и будет защищать свои права. Это нормальная юридическая процедура».
Впрочем, у банков еще есть возможность выйти из синдиката, ведь рамочное соглашение о кредите пока не подписано.
Теперь дело за тем, смогут ли юристы ЮКОСа доказать, что стоимость «Юганскнефтегаза» как минимум в два раза больше, чем стартовая цена аукциона ($8,6 млрд) и что дело ЮКОСа входит в компетенцию хьюстонского суда.
Судью также заинтересовал вопрос, почему аукцион по продаже «Юганскнефтегаза» был назначен на нерабочий день – воскресенье, 19 декабря, и насколько такая практика типична для России.
Если будут представлены убедительные доказательства, то суд может принять доводы ЮКОСа и вынесет запрет на проведение аукциона.
Однако ЮКОСу все это сильно не поможет. Конечно, суд может может ввести мораторий на взыскания по долгам ЮКОСа. Однако он действует лишь на период реорганизации и будет распространяться лишь на имущество компании, находящееся в шатате Техас. В России же мораторий действовать не будет, поскольку между Россией и США нет двустороннего соглашения о взаимном признании судебных актов.
Но если ЮКОСу удастся доказать, что российские чиновники нарушили определение американского суда и осуществили продажу «Юганскнефтегаза» незаконно, их можно будет привлечь к уголовной ответственности на территории США.
Так что судебные преследования могут ждать исполняющего обязанности председателя РФФИ Юрия Петрова, который проведет торги, а также руководителей компаний, приобретающих имущество ЮКОСа – Алексея Миллера и Сергея Богданчикова.
А кроме того, они могут стать невъездными в США. Ясно, что и бизнес «Газпрома» с американцами может быть поставлен под сомнение.
Пресс-служба «Газпрома» пока недоступна для комментариев.