И в прошлом-то году неподготовленному человеку было тяжело разобраться в тексте сообщения Пенсионного фонда, а теперь задача еще более усложнилась. С 13 по 20 июля Конфедерация общества потребителей (КонфОП) провела мониторинг деятельности управлений Пенсионного фонда России по информированию граждан.
КонфОП интересовали вопросы, связанные с рассылкой извещений ПРФ о состоянии индивидуальных лицевых счетов, и с данными, содержащимися в этих извещениях. Итоги исследования неутешительны: люди, получившие извещения из ПФР, в большинстве случаев не знают, что делать с информацией, содержащейся в этих письмах.
И спросить совета людям не у кого – сотрудники региональных отделений ПФР по информированности мало чем отличаются от рядовых граждан.
С 1 июля этого года любой работающий человек может доверить свои пенсионные накопления не только частной управляющей компании (УК), но и негосударственному пенсионному фонду. Или же оставить все как есть и доверять свои деньги государству. Для совершения акта выбора в «письмо счастья» вложены два бланка – о выборе частной УК и о выборе НПФ. Чтобы деньги достались ВЭБу, ничего заполнять не надо.
По мнению КонфОП, в содержащейся в письме информации нельзя разобраться только на основании извещения. В уведомлении ПФР даже не сказано, в какой УК находятся пенсионные накопления. Никакого документа, подтверждающего
перевод денег в ту или иную УК, на руках у граждан нет. Так как все-таки точно узнать, в какой УК находятся деньги?
«Уже первый вопрос поставил многих специалистов ПФР в тупик, — говорит пресс-директор Института национального проекта «Общественный договор» Олег Комаровский. — В пяти управлениях из 18 исследователям посоветовали обратиться в управляющую компанию. Представители управлений ПФР просто не в курсе, что в соответствии с российским законодательством деньги переводятся УК оптом, управляющие не знают, кто именно доверил им свои средства».
«Нам часто звонят люди, которые говорят примерно следующее: «Я доверил вам свои пенсионные деньги, скажите, дошли ли они?» – сообщил «Газете.Ru» генеральный директор УК «Солид-Менеджмент» Вадим Сачков. – Я теряюсь от таких вопросов. Как объяснить человеку, что ПФР передал нам в управление лишь определенную сумму, и я не знаю, деньгами какого конкретного человека я управляю.
Ведь входя в реформу, человек считает, что частная УК заботится лично о каждом, кто доверил ей свои деньги».
Поэтому, считает Олег Комаровский, совет обращаться в УК можно трактовать как прямое введение граждан в заблуждение.
«В конце апреля этого года я получила уведомление из ПФР, в котором говорилось, что, выбирая в прошлом году частную УК, я неправильно заполнила бланк перевода своих денег, поэтому мои средства автоматически достались государственной управляющей компании — Внешэкономбанку, — поделилась с «Газетой.Ru» менеджер московской компании «IQ-Marketing» Ольга Белобровцева. – Учитывая, что мой бланк заполняла сотрудница одной из самых крупных частных УК, я не могу понять, что же в нем было заполнено неверно.
Но из письма ПФР я не могу узнать, в чем же именно мы допустили ошибку. А мне хочется знать, где мы ошиблись, – ведь и в этом году я снова пойду выбирать частную УК, и мне не хочется получить на будущий год извещение о том, что я снова где-то ошиблась и снова моими деньгами управляет ВЭБ.
В региональном отделении ПФР мне посоветовали направить запрос в Пенсионный фонд России. Я это сделала. По закону на запросы граждан любое ведомство должно отвечать в течение максимум двух месяцев. Прошло уже три. Ответа нет. И какое-то внутреннее чутье мне подсказывает, что я даже не удивлюсь, если его и не будет».
Вторая часть информации, содержащаяся в «письмах счастья», – сведения о суммах, накопленных на личном индивидуальном счету каждого работника. Если в прошлом году ПФР отчитывался о деньгах, накопленных за 2002 год, то теперь к ним прибавились деньги, поступившие в Пенсионный фонд от работодателей еще и за 2003 год. Плюс доход от размещения ПФРом в течение 2003 года денег, накопленных человеком в 2002 году. Специалисты КонфОП задаются вопросом, как доход рассчитывался?
В семи случаях из 18 специалисты Пенсионного фонда честно признались, что не знают, как рассчитывалась доходность. В пяти случаях исследователям сообщили, что расчет доходности производит УК, которую выбрал гражданин, — соответственно, и обращаться надо в управляющую компанию.
«О такой мелочи, что частные УК получили пенсионные средства в управление только к 1 апреля 2004 г. и, соответственно, никак не могут отвечать за инвестирование взносов, поступивших в ПФР в 2002 г., советчики то ли не знали, то ли забыли, — отмечает Олег Комаровский. — Только в трех отделениях ответы были хоть немного приближены к правде: было упомянуто, что средства размещались ПФР через государственную УК в государственные ценные бумаги. В одном отделении даже вспомнили, что доход составляет около 40% от суммы взносов. Поэтому с информацией о том, как проверить правильность суммы, дела также обстоят неважно».
И дело не только в некомпетентности сотрудников ПФР, не могущих дать ответ на вопрос, как рассчитывается сумма пенсионных накоплений.
Авторы реформы не задумались над созданием четкого алгоритма определения суммы взносов, которые за каждого работающего платит работодатель в Пенсионный фонд.
Также не существует единых стандартов по раскрытию информации о доходности инвестирования пенсионных денег как для частных УК, так и для государственной компании — Внешэкономбанка.
Итог исследования пессимистичен. «Консультировать граждан берутся люди, весьма слабо разбирающиеся в проблеме, — считает Олег Комаровский. — В результате зачастую дается информация, не соответствующая действительности. КонфОП призывает ПФР обратить пристальное внимание на уровень квалификации своих сотрудников и организацию работы с гражданами в управлениях ПФР».