На нефтяном форуме, который пройдет с субботы по понедельник, соберутся представители одиннадцати стран, входящих в картель. «Министры нефти обсудят возможность увеличения квот, по крайней мере, на полтора миллиона баррелей в день — или на 6,4%», — заявил в четверг президент ОПЕК Пурномо Юсгианторо — тот самый, кто прежде сразу же резко пресекал разговоры об увеличении добычи нефти.
Против этой инициативы Саудовской Аравии выступают Кувейт, Катар, Иран и Индонезия.
Дискуссия в Амстердаме обещает быть жесткой. «Они пойдут против саудовцев до конца, — уверен представитель Центра изучения глобальной энергетики в Лондоне Лео Дроллас. — Цены могут отойти от максимумов, но они не уйдут ниже $37 за баррель».
ОПЕК явно встревожена неконтролируемым ростом цен на нефть. Аналитики картеля в качестве основной причины, убедившей ОПЕК увеличить добычу, называют угрозу экономического спада, который непременно затронет весь мир и приведет к обвальному падению цен на нефть, чего никак допустить нельзя.
Того же мнения придерживается и Международное энергетическое агентство (МЭА): мировая экономика быстро растет и как никогда нуждается в нефти. Есть, разумеется, и политические причины в виде войн на Ближнем Востоке, и инфраструктурные — терроризм угрожает транспортировке, но главное все же — экономический рост. И если он замедлится, то ОПЕК не удержит цены, и они рухнут. Так что грядущее увеличение добычи — нормальное явление.
Западные аналитики придерживаются мнения, что страны ОПЕК, на словах увеличив квоты на поставку нефти, на деле просто приведут их в соответствие с реальным положением вещей.
И потом постепенно будут снова наращивать добычу.
С этим мнением согласен аналитик финансовой компании UMIS Константин Бочкарев: «ОПЕК реально увеличивать квоты не будет».
Причин тому несколько. Во-первых, у ОПЕК есть вполне определенный запас нефти, который не так уж и велик. Любые стратегические запасы ОПЕК не резиновые, их фактически уже нет. И резко увеличить поставки они не могут – хоть кричи, хоть не кричи об этом.
Во-вторых, что даже если бы экспортеры и могли увеличивать поставки, они этого не хотят, и все заявления – не больше чем пустые слова. «Для того чтобы начать поставки, им нужно убедиться в том, как в действительности обстоят дела со стратегическими запасами в Америке. А США этого, понятно, никогда не скажут».
Действительно, заявление Юсгианторо последовало аккурат за вчерашним докладом министерства энергетики США. В нем говорится, что перерабатывающие заводы США уже работают больше чем на 95% возможностей, а топлива всё равно не хватает.
На вопрос «Газеты.Ru», как отразится увеличение объема поставок картелем на экспорте российской нефти, в пресс-службах отечественных нефтяных гигантов ответили уклончиво. В НК «ЛУКойл» сказали, что «подобные комментарии полномочны давать только президент и вице-президент компании», которые в настоящий момент недоступны. А руководитель департамента по связям с общественностью «Сибнефти» Алексей Фирсов заявил, что «мы решения ОПЕК не комментируем никогда».
Эксперт Бочкарев же сказал, что у него опасение вызывает не то, как увеличение поставок отразится на доходах компаний, а то, как это скажется на их акциях.
Фондовые рынки во всем мире уже сейчас слегка перегреты, а биржи всегда становятся первыми жертвами глобальных экономических кризисов.
Константин Бочкарев уверен, что ОПЕК не сможет реально повлиять на фондовую картину. А значит — вне зависимости от того, чем закончится встреча в Амстердаме — новая экономическая рецессия неизбежна.