Отвращение – невероятно плодотворное чувство. С его помощью можно совершать различные подвиги, летать по воздуху, побеждать агентов Матрицы и продюсеров, превращать сталь в бумагу, а дерьмо в золото. С его помощью можно стать просветленным.
Подавившись жирным куском успеха первой «Матрицы», братья Вачовски преисполнились такого отвращения ко всему свету, что силы их утроились. Подростки, стреляющие дома родителей, а потом заявляющие на суде, что предки были агентами, истерическая шумиха, цифровая благодать – все это позволило им довести проект до логической точки. И вот – небеса не обрушились, течение истории не прекратилось, вышла «Матрица: Перезагрузка» (Matrix: Reloaded).
Нео мучают плохие сны. Как будто Тринити падает, падает с небоскреба, отстреливаясь от летящего следом агента, и траектория пули упирается в ее латекс, и очередной завиток компьютерного кода означает кровь. Самое время видеть дурные сны – машины бурят землю, чтобы добраться до лежащего глубоко под поверхностью Зиона – города неспящих. Четверть миллиона машин – по одной на каждого жителя. Шанс выжить – прорицательница, но ее предсказания темны и тревожны. Нужно найти Мастера ключей, умеющего создавать отмычки к дверям между пространствами и мирами. Встречаясь с самыми причудливыми существами, Нео, Морфеус и Тринити пойдут к своей цели, и ничто их не остановит, кроме финальных титров. Продолжение в следующей серии.
Нас тоже мучили дурные сны – пророчества гласили, что продолжение не бывает вровень с оригиналом, что Избранные, попав к агентам Голливуда, превращаются в жирных свиней, что наивную и стремительную, как настоящая проповедь, первую «Матрицу» повторить невозможно. Пророчества лгали.
Будда, как проповедовали патриархи Дзэн, – это палочка для подтирки жопы. Энергично, эффектно и целеустремленно братья Вачовски принялись издеваться над собственной святостью. Вместо «Матрицы: Перезагрузки» — «Миссия: Невыполнима». Спецэффектов много, больше, еще больше, без всякого зазора они перетекают из «матричной рекламы» пива, мобильных телефонов и плоских телевизоров в сам фильм, проясняя ситуацию, – все это коммерческий аттракцион. Ненадолго появляется Моника Беллуччи в странной роли жены черного барона Матрицы. Следующие пятнадцать минут пальцы в ботинках начинают поджиматься от стыда и неловкости за нелепость происходящего. Бытовой постструктурализм мешается с бытовым буддизмом, имена из древних мифов – Ниоба, Меровингер, Персефона — присваиваются глянцевым персонажам из рекламы кока-колы и прокладок. Нео – клерк и мелкий дилер, сражавшийся за свое окончательное освобождение от пут Иллюзии – превратился в супергероя без трусов – красные, они нелепо смотрелись бы на черной коже.
Но он так же летает, вытянув кулак, как когда-то вытягивали герои детских комиксов и кубинские революционеры. И пляшут на рэйв-пати не спящие в стальных пещерах Зиона – точь-в-точь Казантип, вечеринка в реакторе. Кому таблеточку? Красную или синюю? Все замолчали – тихий Нео пролетел…
Больше нет сомнений в том, что братья Вачевски – святые. Они ставят блистательную и нелепую сцену схватки Нео с сотней агентов Джонсов, который превратился в вирус и начал копировать сам себя. Они строят специальную автостраду за страшные миллионы, чтобы Морфеус мог сразиться с агентами и близнецами-убийцами. Они сеют метафоры и символы, пожиная бурю роскошных банальностей и драматических нелепостей. И все только за тем, чтобы мы поняли: все иллюзия. И Матрица, и «Матрица», и «Матрица: Перезагрузка». И телефоны Samsung, и пиво, и чем еще там грузили в спонсорской рекламе перед фильмом.
«Перезагрузка» кончается на самом драматическом моменте. Дальше – «Революция». А революция, как известно, неизбежна – осенью мир снова потянется на затянувшуюся проповедь, чтобы снова убедиться: мечты сбываются не так, как рассчитывал, все майя, победа будет за нами.