В четверг военный прокурор Ленинградского военного округа (ЛенВО) Игорь Лебедь подтвердил факты дедовщины в Нахимовском военно-морском училище Санкт-Петербурга. Они были выявлены в ходе проверки, которую прокуратура проводила в этом учебном заведении.
Как сообщил «Газете.Ru» старший помощник военного прокурора Андрей Пичугин, прокурорские работники установили, что в училище действительно происходили ссоры и драки между нахимовцами, которые привели к тяжелым травмам у троих курсантов. Однако информация о попытке изнасилования одного из пострадавших не подтвердилась. По словам Пичугина, неправдой оказались и сообщения о свастиках, вытатуированных на телах некоторых курсантов, которые избивали своих однокашников.
О дедовщине, как стало известно проверяющим, знали руководство и некоторые офицеры училища.
В ходе проверки выяснилось, что родители потерпевших неоднократно жаловались начальнику училища, однако никаких мер руководство училища не принимало. Офицеры должны были заявить о подобных фактах в милицию, но никаких заявлений из Нахимовского училища в правоохранительные органы не поступало.
По словам Пичугина, после завершения проверки материалы расследования были переданы в РОВД Петроградского района Санкт-Петербурга и прокуратуру.
Кроме того, следователи военной прокуратуры отправили представление с перечислением выявленных нарушений главкому ВМФ адмиралу Куроедову.
Интересно, что параллельно с военной прокуратурой ЛенВО расследование проводила и комиссия Главного штаба ВМФ во главе с адмиралом Михаилом Захарченко. Однако она не подтвердила, что нахимовцы дрались между собой и кого-то из них пытались изнасиловать.
Примерно то же самое заявил «Газете.Ru» и начальник Нахимовского училища Александр Букин. Он сказал, что «неуставных отношений в стенах училища не было и нет». А конфликт возник не между курсантами, а между Нахимовским училищем и правозащитной организацией «Солдатские матери Санкт-Петербурга». Курсантов же использовали как катализатор скандала. По его словам, представители «Солдатских матерей» ему заявили: «Вашего училища быть не должно. Дети не должны ходить в военной форме». Букин думает, что, скорее всего, кто-то просто «позарился на здание училища» и хочет нахимовцев оттуда выжить. А драки и ссоры в училище иногда случаются, как и в любом мужском коллективе, однако дедовщиной их не назовешь.
В организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга» «Газете.Ru» сказали, что сегодняшнее решение военной прокуратуры было для них полной неожиданностью.
Сопредседатель организации Элла Полякова заявила: «Это – наша общая победа, которая показывает, что у нас уже сложилось гражданское общество». Она предположила, что противоположные по сути выводы двух комиссий вызваны «какой-то внутренней борьбой между военной прокуратурой и ВМФ». Полякова надеется на скорое возбуждение уголовного дела, которое приведет к тому, что «виновные будут наказаны». При этом Полякова отвергла обвинения в адрес организации со стороны руководства училища.
Скандал вокруг Нахимовского училища начался после того, как 22 февраля родители первокурсников Андрея Папулова, Владимира Соболева и Сергея Карязина обратились в городской комитет «Солдатских матерей» с жалобой на систематическое избиение их сыновей сослуживцами. Родители Сергея Карязина также подали заявление в 43-е отделение милиции Петроградского района о том, что их сына пытались изнасиловать. На следующий день в училище приехала группа проверяющих из Главного штаба ВМФ во главе с заместителем главкома Михаилом Захарченко. Комиссия завершила работу 27 февраля, не подтвердив информации о дедовщине. 5 марта мать Владимира Соболева направила жалобу генпрокурору России Владимиру Устинову с просьбой взять расследование под личный контроль. С 15 февраля по 6 марта плановую проверку в училище проводила и военная прокуратура ЛенВО.
Вскоре после начала скандала курсанты Владимир Соболев, Андрей Папулов и Сергей Карязин были вынуждены уйти из училища. Последний уже перевелся в гражданский лицей. А Соболев и Папулов в настоящее время госпитализированы в клинику имени Бехтерева. Марина Соболева, мать Владимира, сказала «Газете.Ru», что у обоих ребят на руках есть документальные свидетельства, которые подтверждают факты неоднократных избиений. По ее словам, они будут служить доказательствами в уголовном деле.