Представьте себе такую картину: красивая девушка едет по пустынной трассе с загадочным незнакомцем в старом автомобиле со спиленным верхом. Мчится в неизвестность, оставляя за спиной постылое прошлое.
Картина эта сама по себе прекрасна и совершенна. Кто решится бросить камень в девушек, незнакомцев и автомобили? Только законченный зануда. Пускай это совершенство лежит где-то между экстазом женского журнала и ерничеством поп-арта. Все равно это красиво.
Однако на полтора часа полнометражного фильма этого все-таки мало. И почти против воли режиссеру романтической драмы «Дорога» Наталье Петровой приходится насыщать историю ненужными, в сущности, деталями и подробностями.
Красивая девушка – это архитектор Дина, выброшенная с работы, обманутая мужем, преданная подругой, против воли оказавшаяся втянутой в приключение.
Загадочный незнакомец – это Игорь, криминальный курьер с кодексом самурая, прихвативший Дину в свою опасную поездку, чтобы заставить ее подругу поработать на себя. Работа, впрочем, легкая – сидеть на телефоне и передавать координаты следующей точки путешествия.
Работает Игорь на бандитов, напоминающих пару опасных клоунов. Бандиты хотят убить Игоря, неважно почему. Скорее всего, он им просто надоел.
Поскольку все эти детали – всего лишь досадное дополнение к девушке, незнакомцу и автомобилю, история несет бремя некоторой декоративной избыточности, как веточка петрушки на канапе с селедкой. Можно и без петрушки, но будет не так хорошо. Бандиты молчаливо пересекают пространство Подмосковья, подруга бьется в истерике, Игорь несет какую-то ерунду и воспитывает Дину в духе самурайского кодекса. Дина, озорная, но ранимая девчонка, внимательно слушает. Постепенно начинает происходить любовь.
Зачем и кому все это нужно – непонятно. Лучше бы они ехали и ехали в своей машине, закусывали арбузом, любовались видами среднерусской возвышенности — было бы интереснее и режиссеру, и зрителю.
Главные роли сыграли Гоша Куценко, сама Наталья Петрова и Дина Корзун. Представить себе фильм без пистолета, но с Гошей Куценко уже довольно трудно. Замечательной Дине Корзун, игравшей в «Стране глухих» Яю, к несчастью, отведена второстепенная роль подруги. Наталья Петрова, ставшая звездой после «Любви» Валерия Тодоровского, к сожалению, не удовлетворилась режиссерским креслом и сыграла главную роль.
К сожалению потому, что романтическая мечтательность Петровой-режиссера, придающая картине симпатичную, или по крайней мере трогательную интонацию, в руках Петровой-актрисы превращается в дешевую бижутерию эмоций и стиля. Такую нежную и ранимую девушку следует выбросить в первую придорожную канаву, потому что проблем с ней не оберешься.
Впрочем, может быть, и не нужно никого выбрасывать. «Дорога» — фильм очень ностальгический. Аморфное пространство фильма наполняют разжиженные фрагменты сознания среднестатистического тусовщика середины 90-х. «Хагакурэ» пополам с «Приключениями майора Звягина». «Криминальное чтиво» пополам с «Ассой». Если бы картина появилась лет семь назад, она, возможно, смотрелась бы ярко и интересно. Сегодня – трогательно и скучно.
Здесь лучше вернуться к девушке, автомобилю и незнакомцу. Завалить насмерть такую вечную тему трудно даже очень слабой историей. Тем более, что все прочее Наталья Петрова прописывает эскизно, не перегружая объяснениями и не опускаясь до разжевывания подробностей. Почти оставляя своих героев в пустоте подмосковных трасс.
Как ни странно, этого оказалось почти достаточно, чтобы не жалеть о потраченном на фильм времени.
Ну, почти не жалеть.