«Сегодня мы объявляем о новом проекте — естественном продолжении браузера Google Chrome, операционной системе Google Chrome, — заявили в своем корпоративном блоге вице-президент Google по продуктам Сундар Пичай и инженерный директор компании Линус Апсон. — Это наша попытка взглянуть заново на то, какими должны быть операционные системы».
В первую очередь операционная система, по мнению Google, должна ориентироваться на «людей, живущих сетью». Нынешние ОС разрабатывались, когда еще «не было никакой сети», а потому потребности таких людей они не удовлетворяют, поясняют в Google. Компания собирается ускорить загрузку почты, приложений и самой системы, а также упростить синхронизацию компьютера с новыми устройствами и обновление программного обеспечения.
Сначала Google Chrome будет нацелен лишь на дешевые нетбуки. Компания заявила, что уже работает с их производителями.
Массовое продвижение ОС начнется во второй половине 2010 года, когда операционку выложат бесплатно в сети. Причем ее код будет открытым: все желающие смогут присоединиться к разработке и усовершенствованию системы.
Затем компания рассчитывает ориентировать систему и на полноразмерные настольные системы. Это означает обострение борьбы между Google и Microsoft, уверены эксперты.
Компании будут конкурировать по всем фронтам — на рынке поиска, где доминирует Google, а также на рынке операционных систем, где с большим отрывом лидирует Microsoft, ОС которого стоит примерно на 90% персональных компьютеров в мире.
Microsoft давно стремится потеснить Google на рынке поиска в интернете. 3 июня компания запустил поисковик Bing.
Теперь ответный шаг сделала Google, считающая, что будущее за программным обеспечением онлайн в отличие от традиционного подхода Microsoft — установки ПО на компьютер непосредственно.
«Пока у Google явное преимущество по очкам», — считает аналитик УК «Финам Менеджмент» Анна Зайцева. Она отмечает, что Google забирает у Miscosoft лучшие кадры, запускает свой браузер, операционную систему для мобильных устройств и другие сервисы, конкурирующие с решениями от Miscosoft, но бесплатные.
«На этом рынке есть много возможностей для Google», — сказал Bloomberg аналитик UFJ Tsubasa Securities Йюкихико Симада. «В целом стратегия Google, который делает ставку на открытый код и бесплатность сервисов, выглядит более выигрышной по сравнению с устаревающей и подвергающейся административному давлению монопольной политикой Miscosoft», — добавляет Зайцева. «Бесплатность не является залогом успеха, — спорит вице-президент Mail.Ru Анна Артамонова, — мы видим это на примере различных модификаций Linux». Успех Google Chrome, по ее мнению будет зависеть от того как много будет создано приложений для нее и насколько сильно она будет отличаться от уже привычной для всех «оболочки».
Но, пока ОС от Google ориентирована на относительно небольшой сегмент нетбуков, пошатнуть позиции гиганта Miscosoft всерьез ей вряд ли удастся. По оценке Зайцевой, Google может рассчитывать на 5–7% рынка.