В силу различных технологических ограничений e-ink и DLP дисплеи имеют нишевое применение. Е-ink прекрасно подходит для производства «электронных книг», а DLP для проекционных телевизоров с большими экранами.
Совершенно другая ситуация с OLED. OLED-дисплеи могут использоваться как в мобильных телефонах, так и в телевизорах.
OLED ( второе название — OEL) — это тонкоплёночные светодиоды, в которых в качестве излучающего слоя применяются органические соединения. Главное отличие OLED-технологии от LCD (ЖК) заключается в том, что в ней используется органический материал, который начинает светиться при прохождении через него электрического разряда. Таким образом, фоновая подсветка дисплея не нужна, что, в свою очередь, снижает энергопотребление и позволяет экономить заряд батарей. Это особенно актуально для ноутбуков и других портативных устройств.
Сам OLED-экран -— легче и тоньше, чем LCD, и может быть гибким.
Кроме того, даже невооруженным глазом видно, что OLED-дисплеи отображают картинку более четко и ярко, чем LCD и плазма.
К примеру, OLED-дисплей может выдавать яркость до 100 000 кд/м2, в то время как яркость большинства LCD-дисплеев не более 500 кд/м2, а плазменных экранов не более 2000 кд/м2. Другой важный показатель — контрастность. Он у OLED-дисплеев тоже выше — 1000000:1, у LCD-дисплеев — 1300:1, у плазмы 16000:1. Контрастность особенно важна при попадании на экран солнечных лучей.
Еще одно преимущество OLED-дисплеев: способность работать в температурном режиме от -40 градусов до + 70, в то время как ЖК-панели чувствительны к температурным изменениям.
Несмотря на несомненные достоинства OLED-технологии, у неё есть и объективные недостатки. Например, эти дисплеи чрезвычайно чувствительны к повышенной влажности. Кроме того, у них относительно небольшой срок службы — максимум пару лет не самой интенсивной эксплуатации, впрочем, не все эксперты считают это существенным недостатком, полагая, что за 2 года электронные устройства «морально» устаревают. Также OLED-дисплеи пока не могут похвастаться корректным отображением белого цвета.
Еще один фактор, сдерживающий массовое производство OLED-дисплеев, это более высокая, по сравнению с LCD, себестоимость производства.
Так, представитель консалтинговой компании «Сайнер» в области IT Олеся Поддубная сообщила в интервью корреспонденту «Газеты.Ru»: «На данный момент постоянное снижение цен на жидкокристаллические панели (LCD) ограничивает распространение технологии OLED. Можно с уверенностью сказать, что стоимость OLED-новинок в первое время будет в несколько раз выше ЖК-моделей. Недавно представленный компанией Sony 11-дюймовый OLED-телевизор XEL-1 продается в Японии и США за $2000. Так что пока эти дисплеи не стали массовыми.
OLED предстоит ещё несколько лет развития, прежде чем потребители получат готовые продукты с большой диагональю и с доступной по сравнению с плазмой и ЖК-экранами ценой.»
Сейчас крупные производители электроники заняты созданием новых технологических мощностей. На прошлой неделе стало известно, что компании Toshiba и Matsushita (ТМ Panasonic) планируют наладить массовое производство органических электролюминесцентных панелей (OEL) для портативных устройств. По информации газеты Nihon Keizai Shimbun, японские компании будут производить эти панели на своем СП Toshiba Matsushita Display Technology (TMDisplay). На начальном этапе годовой объем производства составит до миллиона OEL-дисплеев с диагональю два с половиной дюйма. Первые OEL-панели должны появиться уже этой осенью.
Однако японские компании не собираются ограничиваться только небольшими дисплеями для мобильных устройств. По данным Associated Press, все та же Matsushita в 2011 году начнет массовое производство 40-дюймовых телевизионных OLED-панелей. В производство, которое будет находиться в Японии, инвестировано уже $2,8 млрд.
Производством дисплеев на базе OLED-технологии помимо Toshiba и Matsushita занимаются компании Seiko Epson, LG, Philips, Canon, Samsung и Sony.
Если ближайшие перспективы OLED-дисплеев в мобильных устройствах российские аналитики оценивают в целом позитивно, то крупные вложения японских компаний в производство больших OLED-экранов — это, скорее, инвестиции в будущее и попытка заранее занять новую рыночную нишу.
Так, эксперт ITResearch Василий Мочар считает, что время новых дисплеев еще не пришло. «Для быстрого внедрения новых технологий обязательно нужно сочетание двух факторов.
Во-первых, они должны быть на голову выше уже упомянутых и отработанных технологий, которые сами по себе очень хороши и еще имеют значительные резервы к усовершенствованию.
Во-вторых, цена новых решений должна быть намного ниже ЖК и плазмы, которые, опять же, сейчас вполне доступны.
Соответственно, я не вижу стратегического конкурентного преимущества, поскольку «старые» решения лучше и дешевле и еще долго будут таковыми.
Новые технологии являются развитием старой идеи и вряд ли захватят воображение потребителей и заставят их отказаться от старых технологий. Разве что гибкие дисплеи или особо экономичные панели смогут привлечь новых покупателей. Кроме того, необходимо понимать, что в производство ЖК и плазмы вложены многомиллиардные инвестиции, которые необходимо «отбить». Это означает, что отрасль производства телевизоров, ноутбуков и мониторов большей частью не заинтересована в отказе от отработанных технологий.
Перелом наступит только тогда, когда ЖК и плазма станут слишком дешевыми, и уже действительно будет необходимым внедрять в рынок более дорогие и высокомаржовые решения, --
сказал аналитик ITResearch «Газете.Ru». — Исходя из этого, примерно до 2015 года я не вижу возможности для упомянутых технологий к массовому внедрению на рынок больших дисплеев. Что же касается мобильных решений, то здесь все может быть по-другому и уже произойдет после десятого года, если новые технологии будут реально более энергоэкономными и гибкими».
Элина Юрина, директор центра инвестиций в высокие технологии в ИК «Финам», солидарна с коллегой: «Технология OLED представлена на рынке как минимум шесть лет. С учетом того, что за это время недостатки не были устранены, вряд ли стоит ждать существенных прорывов в ближайшее время.
Скорее всего, такие дисплеи так и останутся уделом портативной техники.
Ее основной плюс — низкое энергопотребление, что важно для пользователей сотовых телефонов, портативных консолей и т. д. Вполне вероятно, что в ближайшие годы такие дисплеи подешевеют на 30–50%, что станет еще одним фактором интереса к ним со стороны производителей».