Конец календарного года — время подведения итогов и время прогнозов на будущее. Цифры аналитиков обычно не очень сходятся. Так, по различным оценкам, в 2003 г. в России было продано от 15 до 17 млн мобильных телефонов. Разница довольно существенная. Но причины её — не ошибки в расчётах.
Достоверно оценить рынок мешают, в первую очередь, «серые» поставки, до сих пор скрытые от недремлющих глаз производителей, «белых» импортёров и кропотливых аналитиков.
Подведение итогов года в большой стране с ёмким и активным рынком не может не вызывать разногласий, однако куда больше вопросов возникает, когда мы сравниваем цифры годовых прогнозов. Здесь ещё больше разночтений.
Так, в начале этого года большинство производителей сошлось во мнении, что 2004 г. в России принесёт продажи на уровне 18–19 млн, а большинство аналитиков сочли эти цифры заниженными и высказались за 20–21млн. Но сейчас, когда закончился первый квартал, уже можно смотреть на реальные результаты рыночных игроков. К тому же не за горами «Связьэкспокомм» — крупнейшее событие в российском телекоммуникационном мире — самое время показать себя и дать другим пищу для размышлений.
Первым отрапортовал об успехах один из грандов — питерский «Телефорум».
Цифры продаж весьма впечатляют: 530 тыс. телефонов продано в первом квартале. Для сравнения: за весь 2002 год — 535 тыс., в первом квартале 2003 года — 327 тыс., за весь 2003 год — 1 млн 495 тыс. телефонов.
Впечатляют как объёмы продаж, так и их динамика. Но главное даже не в этом, а в том, что каждый проданный компанией телефон становится частью официальной статистики как товар, предназначенный для России, сертифицированный и обеспеченный гарантией производителя.
«Телефорум» имеет одну из крупнейших розничных сетей в Санкт-Петербурге и давно завоевал заслуженный авторитет в глазах покупателей своей надёжностью и бескомпромиссным качеством обслуживания.
Как бы ни обсуждалась в СМИ мощная экспансия московских сетей на региональные рынки и в том числе на питерский рынок, известно, что местные игроки зачастую дают хороший отпор.
Так, по проверенным данным, с момента выхода на рынок северо-запада розничных сетей национального масштаба рыночная доля «Телефорума» в Питере выросла с 5 до 13%. При этом инвестиции в развитие и рекламу остались практически на прежнем уровне.
Правда, был критический момент, когда, чтобы не отстать от навязанной «гонки вооружений» (имеется в виду резкое увеличение количества точек продаж), «Телефоруму» пришлось вложиться в поглощение двух прямых конкурентов — розничных сетей IVC и «Фантаон Телеком». Это позволило не потерять свою часть рыночной доли и выиграть время для пересмотра привычных подходов.
На сегодняшний день розничная сеть «Телефорум» насчитывает более 50 торговых точек и уверенно наращивает свою рыночную долю как по объёмам подключений, так и по продажам телефонов. При этом она поддерживает цены на уровне высокой рентабельности и заботится не только о росте своего рейтинга в глазах операторов, но, в первую очередь, стимулирует качественное подключение абонентов.
В целом принципы позиционирования компании давно стали для питерцев нормой цивилизованного бизнеса.
Все знают, что в «Телефоруме» не «впаривают» товар, а помогают покупателю сделать самостоятельный выбор исходя из его потребностей и возможностей. А если, не дай бог, телефон «глючит» — есть свои сервисные центры, авторизованные крупнейшими производителями. В их числе Nokia, Motorola, Samsung, LG. В скором времени обещает авторизацию ещё один крупный производитель.
Фирменный салон Nokia в Москве и два фирменных отдела Nokia shop-in-shop в Петербурге, открытые совместно с финской корпорацией в рамках общемировой программы «авторизованных точек продаж», — лишнее доказательство того, что компания ориентирована на самый высокий уровень ведения бизнеса. «Телефорум» получил статус официального дистрибьютора Nokia в 2000 году, и за прошедшее время компаниями было реализовано много интересных проектов.
На данный момент «Телефорум» является одним из крупнейших партнёров Nokia в России, входя в тройку ведущих дистрибьюторов продукции корпорации.
«В планах Nokia — продолжение сотрудничества с интересным и динамично развивающимся партнёром — компанией «Телефорум», — говорит Виктория Ерёмина, руководитель отдела по связям с общественностью российского представительства Nokia Mobile Phones.
Среди недавних событий — подписание дистрибьюторского соглашения с Pantech.
«Мы стараемся работать только с крупнейшими дистрибьюторами, обладающими большой сетью магазинов, способной охватить все районы Санкт-Петербурга и области. Кроме того, они могут предложить тот уровень обслуживания, который нужен нам и соответствует уровню наших телефонов. В этом отношении компания «Телефорум» зарекомендовала себя с наилучшей стороны», — говорит Алексей Гнетов, менеджер по работе с дилерами российского представительства Pantech.
Так пожелаем дальнейших успехов таким компаниям, как «Телефорум», а аналитикам — точных подсчётов и открытых цифр.