Основатель социальной сети «ВКонтакте» и мессенджера Telegram Павел Дуров прокомментировал решение суда оштрафовать мессенджер, назвав требования ФСБ противоречащими Конституции. Об этом он написал на своей странице «ВКонтакте».
«Помимо того, что требования ФСБ нереализуемы технически, они противоречат 23 статье Конституции России: «Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений», — говорится в заявлении Дурова. Он отметил, что намерен обжаловать решение суда о штрафе и объявил набор команды юристов, добавив, что рассчитывает найти адвокатов «в течение пары дней».
Сообщению Дурова предшествовала новость о том, что из-за неподчинения требованиям ФСБ Мещанский районный суд оштрафовал мессенджер Telegram на 800 тыс. рублей.
Однако сомнения касательно законности решения суда выражает лишь сам Дуров, в то время как интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев считает, что законодательство нарушает именно мессенджер.
«Суд постановил, решение вынесено. Мы можем с ним не соглашаться и доказывать иную точку зрения, но смысл заключается в том, что, каким бы ни был закон, он требует уважения и его необходимо соблюдать. И после того как Telegram зарегистрировался в качестве «организатора исполнения информации» (ОРИ), он должен исполнять законы Российской Федерации. И, отвечая по закону, Telegram должен быть заблокирован. Это неминуемо вытекает из текущего законодательства. Невозможно сделать по-другому», — сказал Мариничев.
«Этот штраф может повторяться многократно до исполнения требования регулятора. В любом случае медийная активность вокруг действия регулятора только привлекает новых пользователей», — сказал в разговоре с «Газетой.Ru» директор по проектной деятельности Института развития интернета (ИРИ) Арсений Щельцин.
В то же время, несмотря на громкие заявления интернет-омбудсмена, по словам Кремля, речи о блокировки мессенджера пока не идет. Такое заявление сделал пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.
«Пока, насколько я знаю, об этом речи не идет, собственно, никто речи и не вел. Есть судебное решение, которое я не могу комментировать, но в данном случае каких-то разговоров о блокировке сейчас не ведется», — сказал Песков. Тем не менее, сообщения о возможной блокировке Telegram появились уже довольно давно. Всего пару недель назад, в конце сентября о возможной блокировке мессенджера высказывался и глава Минкомсвязи России Николай Никифоров.
«В конечном итоге блокировка Telegram, конечно, возможна. Те компании, которые не будут сотрудничать, они, с точки зрения исполнения закона, подпадут под блокировку», — заявил министр, отвечая на вопрос, чем грозит мессенджеру отсутствие сотрудничества с властями России.
Также он заявил, что переписка основателя Telegram Павла Дурова с ФСБ, которую тот опубликовал в своем аккаунте, не имеет отношения к «антитеррористическому закону Яровой». [Речь идет о заявлении Дурова, согласно которому, ФСБ России составила на мессенджер протокол о нарушении «закона Яровой». Именно из-за этого протокола мессенджер и был оштрафован — «Газеты.Ru»].
«Все, что сейчас происходит — это не антитеррористический закон, это закон еще 2014 года, поправки в закон об информации, это касается понятия организатора распространения информации, это было все принято еще в 2014 году», — сказал Никифоров.
Кроме того министр заявил, что удивлен повышенному общественному вниманию к мессенджеру. «Есть гораздо более известные зарубежные платформы для обмена сообщениями, например Viber и WhatsApp. Telegram, я думаю, не является сегодня лидирующим мессенджером на рынке России», — отметил он.
В Госдуме же постоянно всплывающую в СМИ информацию о судьбе мессенджера назвали «грамотно просчитанным пиаром», который в основном направлен на Америку и Европу. «Дуров всячески привлекает внимание к своей персоне, своему продукту», — говорит заместитель председателя комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Андрей Свинцов.
«Регулятор действует в рамках законных правил, мессенджер действует в рамках собственной PR-кампании, а как действовать законопослушным гражданам, которые не хотят попадаться на мошенников в мессенджере, непонятно», — комментирует сложившуюся ситуацию Щельцин.