Рост цен в конце 2014 и начале 2015 годов затронул практически все группы потребительских товаров и часть рынка услуг. Причем ощутимо подорожали и российские товары. Цены на мобильную связь были одним из последних островов «стабильности», но в текущей экономической ситуации операторам будет сложно удерживать их на прежнем уровне.
Представители всех без исключения операторов мобильной связи, говоря о ценах на услуги мобильной связи в России, старательно избегают употребления таких слов и словосочетаний, как «рост цен», «подорожание», «увеличение стоимости», предпочитая более нейтральные термины: «экономия», «оптимизация», «выгодные условия», при этом всегда подчеркивая, что компании делают все возможное для удержания тарифов на прежнем уровне.
Так, пресс-секретарь «Мегафона» Алия Бекетова, комментируя возможный рост тарифов на мобильную связь, сообщила корреспонденту «Газеты.Ru»: «Мы понимаем, что сегодня многие клиенты думают об экономии. Поэтому мы планируем в течение года выводить на рынок услуги и опции, которые позволят оптимизировать расходы, а также повысят удобство пользования мобильной связью и интернетом».
«Безусловно, мы сконцентрированы на сохранении наиболее выгодных условий связи для наших клиентов, — заявила пресс-секретарь «Вымпелкома» (бренд «Билайн») Анна Айбашева. — К примеру, при подключении на один из тарифов нашей тарифной линейки, которая была запущена в прошлом году, мы гарантируем возможность общения по ценам 2014 года».
Руководитель департамента по связям с общественностью ОАО «Мобильные телесистемы» Дмитрий Солодовников не стал комментировать тарифную политику МТС, отметив, что «компания «будет следить за уровнем инфляции».
По мнению эксперта MForum Analytics Алексея Бойко, курс рубля особенно важен для операторов в том, что касается CAPEX (капитальных расходов), в силу того что практически все основное оборудование инфраструктуры закупается за рубежом и не выпускается в России. Это не позволяет говорить даже об импортозамещении по схеме «хорошее и дорогое меняем на дешевое и плохое».
«На OPEX (операционные расходы) сокращение покупательной способности рубля также оказывает заметное влияние, поскольку неизбежно будут возрастать рублевые аппетиты арендодателей, а также менеджмента компании, да и инвесторы будут надеяться на получение достойных дивидендов.
Тем не менее однозначно утверждать, что тарифы вырастут в ближайшее время, нельзя. Все будет зависеть от дальнейшей динамики событий. Операторы могут еще достаточно долго держать тарифы неизменными, если у них будет сохраняться оптимизм в отношении перспектив отечественной валюты и экономики.
Если же продолжится усугубление санкций, дальнейшее ухудшение экономической ситуации в России и геополитической обстановки, можно будет наблюдать попытки операторов компенсировать выпадающие доходы.
Делать это, скорее всего, постараются аккуратно, в рамках модификации пакетных предложений, то есть введения новых тарифных планов», — говорит Бойко.
Виталий Солонин, руководитель департамента беспроводных технологий J'son & Partners Сonsulting, считает, что так как ситуация в экономике остается довольно неопределенной, то многое зависит от того, насколько сложной она будет в дальнейшем. «Если, к примеру, инфляция будет удерживаться в рамках около 15–20% в год, а серьезного падения рубля не будет, то повышения тарифов может и не произойти или оно будет незначительным, не выше официальных цифр по инфляции», — считает эксперт.
Цена на услуги роуминга на 70% формируется на основе межоператорских тарифов в валюте, и здесь ситуация более прогнозируема, чем на внутреннем рынке.
«Все взаиморасчеты операторов с роуминг-партнерами номинированы в валюте, резкое колебание рубля в конце прошлого года вынудило нас скорректировать цены на услуги голосовой связи в роуминге. Поскольку до 70% цены тарифа для абонента в роуминге формирует межоператорский тариф, выставляемый заграничным оператором российскому. При этом мы приложили все усилия, чтобы сохранить на текущем уровне цены на мобильный интернет в роуминге, и они по-прежнему остаются самыми дешевыми на российском рынке», — говорит Анна Айбашева.
«Что касается международного роуминга, то там на ценообразование оказывает влияние ряд внешних факторов. В первую очередь это ослабление рубля и снижение выездного турпотока. Мы, как и ранее, будем придерживаться принципа самой доступной на рынке базовой цены на звонки, SMS и интернет-трафик. Сейчас «Мегафон» выравнивает базовые цены на звонки, интернет-трафик и некоторые опции в роуминге и доводит их до среднерыночного уровня, но с учетом изменений наши цены на роуминг в Европе будут на 15% ниже, чем у других федеральных операторов», — утверждает Алия Бекетова.
«В настоящее время у МТС нет планов по повышению цен на международный роуминг. Мы будем следить за ситуацией, ведь порядка 70% от цены за сервисы связи в роуминге — это оплата услуг зарубежных операторов, и они происходят в валюте. В прошлом году мы снижали цены на интернет-роуминг на голосовую связь, несмотря на девальвацию рубля», — сообщил «Газете.Ru» Дмитрий Солдовников.
«Про влияние на зарубежный роуминг курса рубля даже и говорить не нужно. Тут и так все очевидно. В условиях дисбаланса числа въезжающих и выезжающих из России не в пользу российских операторов, да еще при падении курса рубля, российские операторы сталкиваются с ростом рублевых расходов на выплаты роуминговым партнерам», — считает Алексей Бойко.
По мнению эксперта, этот рост частично компенсируется сокращением числа выезжающих из России и связанным сокращением объема расходов россиян в роуминге, ростом доходов в связи с ростом проникновения смартфонов и ростом покрытия, но этот процесс не может быстро компенсировать быструю девальвацию отечественной валюты.
«При неизменности курса России на эскалацию конфликта с западным блоком стран и дальнейшем падении курса рубля рост тарифов на роуминг практически неизбежен», — считает эксперт MForum Analytics.
Виталий Солонин отметил, что цены на международный роуминг уже повышались «Мегафоном» и «Вымпелкомом» в декабре 2014 года. Не исключено, что они увеличатся и в 2015 году в связи с девальвацией рубля, снижением туристических потоков и деловых поездок за рубеж. Кроме того, европейские операторы могут переложить свои выпадающие доходы от регулирования цен на роуминг внутри стран Евросоюза на российских операторов и в конечном итоге — на российских абонентов.