Глава Минкомсвязи Николай Никифоров сделал в четверг громкое заявление на заседании комиссии по телекоммуникациям и информтехнологиям: по его словам, запуск очередной новой сети четвертого поколения должен сопровождаться повышением тарифов.
«Наверное, я как министр не должен этого говорить, но я считаю, что это должно стоить дороже. Связь становится быстрее, этим пользуются премиальные сегменты абонентов», — добавил Никифоров.
Принципы тарификации в результате запуска сетей 4G остались без изменений, подчеркнул Никифоров: «Кто-то, может быть, смог это отыграть, но мне кажется, что в целом нет. А в результате взаимной конкуренции, мне кажется, ушли уже ниже плинтуса».
Впрочем, уже на следующий день в Минкомсвязи объявили, что заявление Никифорова не являлось предложением повысить тарифы на связь 4G: в выступлении министра на РСПП речь шла не о предложении повысить тарифы на мобильную связь, а о высокой конкуренции в отрасли, которая не дала повысить тарифы, подчеркивается в сообщении ведомства.
«Действительно, на этапе запуска сетей 4G в 2012 году операторы могли начать брать дополнительную плату за эту новую услугу. И если бы тогда они это сделали, сети 4G по всей России появились бы быстрее, — цитируют в пресс-службе министерства Никифорова. — Минкомсвязь постоянно развивает конкуренцию, ведь конкуренция — самый эффективный механизм в условиях открытого рынка. Именно благодаря конкуренции цены на связь в России не только не выросли, но и продолжают немного снижаться каждый год».
Тарифные планы операторов формируются на основе рыночной конкуренции, подчеркивают представители операторов связи. Во всех трех компаниях «большой тройки» заявили, что не планируют повышать цены на мобильный интернет.
В сети «Мегафон» мобильный интернет 3G и 4G стоит одинаково, и компания не намерена повышать цены на эту услугу — наоборот, оператор целенаправленно их снижает, заявила пресс-секретарь «Мегафона» Олеся Яременко.
Пресс-секретарь «Вымпелкома» Анна Айбашева подчеркивает, что во всех изменениях тарифной линейки компания исходит из баланса интересов абонентов и текущей конкурентной ситуации на рынке.
«Рост цен как таковой в нашей конкурентной среде вряд ли возможен, а вот трафик с ростом проникновения 4G-терминалов непременно будет расти, что приведет к дальнейшему росту доходов от мобильного интернета», — рассуждает она. В итоге выиграют те операторы, которые предложат гибкие и прозрачные тарифы и интуитивно понятную удобную систему докупки трафика, убеждена Айбашева.
Как считает эксперт MForum Analytics Алексей Бойко, проблема развития российских сетей LTE — вовсе не в уровне цен на услуги ШПД, а в том, что операторы не готовы инвестировать в построение мощных сетей LTE с последующим возвратом инвестиций в течение длительного периода времени. Чтобы обеспечить постоянный приток прибыли для акционеров, они предпочитают вкладывать лишь часть от получаемых в результате коммерческой деятельности доходов, рассказал он «Газете.Ru».
Ситуация с ценами на трафик на рынке России не драматичная, убежден Бойко.
«Цены не высокие, но это стимулирует более быстрый рост спроса на услуги LTE, что обещает операторам более быстрый рост их доходов от передачи данных, чем было бы, если бы цены были выше. Так что если не продолжать снижение расценок за ГБ, а также отказаться от безлимитных тарифов, которые экономически неоправданны, существующая бизнес-модель вполне жизнеспособна и позволит российским сетям LTE продолжать развитие, пусть и не теми темпами, которые мы наблюдаем в ряде других стран, — прогнозирует он. —
Если же поднять цены на трафик, это просто снизит число пользователей. Кому тогда нужны будут построенные сети LTE, особенно в глубинке?»
Цены на мобильный интернет — не важно, 3G или 4G — в России действительно одни из самых низких в мире, в несколько раз ниже, чем в Китае, отмечает гендиректор «Вымпелкома» Михаил Слободин в посте на своей странице в Facebook. «Это хороший пример того, как реальная конкуренция (кто бы что ни говорил) драйвит эффективность и новые технологии вверх, а цены — вниз», — пишет Слободин.
Топ-менеджер подчеркивает, что даже при таких низких ценах качество сети остается на «очень приличном уровне».
Министра беспокоит потенциальное снижение инвестиций в отрасль и развитие связи, которое произойдет при действующих тенденциях на падение цен на передачу данных, поскольку сроки окупаемости растут, а возвратность инвестиций падает, предполагает Михаил Слободин.
С экономической точки зрения сотовая связь — так называемый «кластерный рынок», на котором нет цены в обычном смысле слова, а есть тарифный план с набором взаимосвязанных цен на отдельные услуги, рассуждает старший научный сотрудник РАНХиГС, экономист Вадим Новиков.
Для потребителя в конечном счете важна цена всей корзины, поэтому регулирование какой-то одной из таких цен, как и сговор по поводу одной из цен, не имеет смысла: логика конкуренции все равно удержит стоимость корзины на прежнем уровне, говорит экономист.
«Здесь уместны два совета. Первый: не нужно учить кошку ловить мышей. Если бы конкуренция позволяла, операторы и без советов министра подняли бы цены. Второй: не сломано — не чини. При нынешних ценах хорошо себя чувствуют и потребители, и операторы», — резюмирует Новиков.