Вот что ответили мастера:
Мое мнение таково — в дизайне нет никакой моды, зато есть классические основы стиля, некие образцы, определенные пропорции, наконец, история. И это все продолжает «работать». В дополнение к этому есть современные ритмы, например, есть футуризм для продвинутых и увлеченных, стоящих одной ногой в следующем десятилетии. Каждый конкретный человек должен стремиться к соответствию вещей и окружающей среды, это — как в одежде. А что касается термина «мода», то даже понятие «красота» относительно.
На Западе кто-то увлечен рационализмом, кто-то экологией материалов и жилища, кто-то новаторскими формами.
Думаю, что как в музыке семь нот, так и в дизайне интерьера все самое главное — основа, стили, пропорции, настоящие материалы — уже создано. Знаменитому креслу Алваро Аалто с каркасом из гнутой фанеры уже 78 лет, а шезлонгу Ле Корбюзье с сиденьем из меха пони — 80. Первое — лидер тиражей мебельных гипермаркетов, без второго немыслим практически ни один современный проект виллы из стекла и камня или лофта.
Что касается образцов модного дизайна, то сразу оговорюсь — не люблю и не понимаю слово «модный». Откройте глаза, сердце и душу для всего нового и путешествуйте в таком состоянии. Аутентичные интерьеры в любой другой стране — исторические дома-квартиры, музеи, апартаменты, отели, фотографии в местном журнале и тому подобное — вот откуда человек лично для себя может почерпнуть свежие идеи.
Интерьерные журналы периодически публикуют статьи-путешествия с рассказами о фамильных домах или домах и интерьерах западных архитекторов, декораторов. Любителям современного дизайна посоветовала бы отправиться взглянуть на стопроцентный дизайн в Лондон.
Марина Авдеенко:
Тенденции: я бы выделила классическую архитектуру с современными декоративными решениями — яркие необычные цвета, фактуры; этакую contemporary soft — мягкую современность.
На Западе по-прежнему актуален стиль «эко» — это основной тренд, отражающийся в материалах, формах и отделках.
Следуя ему, декоратор создает интерьер, который не выглядит новым, а, наоборот, таков, как будто в нем уже жили. Включение старых вещей, антиквариата пропитывает интерьер историей.
Познакомиться с модным дизайном можно на примере домов таких декораторов, как Лоуренс Льюн Боуэн, Энтони Эванс, Дамиано Петриоли.
Дмитрий Долгой:
В последнее время больше внимания уделяется целостности и законченности интерьера в едином стиле. Тенденция смешивать разные стилевые элементы постепенно уходит. Идет глубокое изучение принципов организации интерьера и пространства определенного стилевого направления и затем отрабатывается на всех уровнях, до малейших деталей.
А западный мир сейчас увлечен кризисом. Отражается это в первую очередь в сдержанности, так как сложившаяся ситуация заставляет задуматься о практическом назначении приобретаемых вещей.
Приоритет отдается необходимым, функциональным вещам, а излишний декор становится неуместен.
Сложно сказать, где можно познакомиться с образцами модного дизайна. Как правило, действительно удачные примеры частных интерьеров не печатаются. Очень полезно в этом плане может быть направление «дизайн интерьеров гостиниц» — это когда известные дизайнеры имеют возможность поэкспериментировать над интерьером, не придерживаясь рамок чьей-то индивидуальности. Много таких образцов есть в Америке и Италии.
Диана Балашова:
Ситуация в интерьерной моде запутанная. Как дизайнер-старожил, я помню, что в 90-х было остромодным сочетание синего с желтым и стеклоблоки. Модно было поместить мебель из вишни на фоне персиковых обоев под покраску. Потом вошли в моду исторические стилизации — барокко, готика или даже «египетский» стиль.
Нынче в интерьере модно все состаренное и эклектика. Модны ажурные орнаменты, выполненные лазерной резкой.
Модно золочение и крупные принты. Модно поставить ультрасовременное кресло на фоне ободранной стены или антиквариат в лофт.
Но все эти приемы растиражированы, и любая домохозяйка, вооружившись советами глянцевых журналов, сообразит соединить барочный стол со стульями Kartell. Делать сейчас модные интерьеры декоратору скучно.
Что касается «Запада», то, думаю, что интеграция уже произошла, и ситуация в интерьерной моде в России не имеет принципиальных отличий от интерьерной моды в Европе. Я вижу, что сейчас заказчики ожидают интеллектуальных интерьеров. Сдержанных и глубоких. Мне кажется, что сейчас неинтересны стилизации, и дело не в сочетании модных цветов и не в противопоставлении фактур и форм. Все намного сложнее. Интерьер должен быть умным, тонким, многогранным.
А познакомиться с образцами модного интерьера можно на страницах специализированных журналов.
Леонид Зайцев:
Если говорить о модном дизайне, то я бы выделил следующие тенденции: максимально использовать различные фактуры и не бояться их сочетать. Например, «процарапанное» дерево и гладкий глянец, природный камень с необработанными торцами и шлифованный металл. Галька, уложенная между мраморными плитками, зеркальные поверхности в сочетании с камнем или деревом в виде геометрического узора.
Принт — как возможность декорировать любые поверхности, например: яркие фотографии или граффити от пола до потолка, можно нанести принт на ткань и обтянуть ею стулья или диван, практически для этого подойдет любой хорошего качества негатив.
Максимальное использование поверхностей стен (желательно светлых тонов) для демонстрации современной живописи ярких тонов, жизнерадостных фотографий, наклеенных на подрамник без рам или в «строгом» багете.
Отсутствие большого количества мебели — это тоже одна из современных тенденций, однако избегайте однообразия, гарнитурности.
Один-два дизайнерских предмета могут придать шик даже самому заурядному интерьеру.
Марина Филиппова:
Большинство модных интерьеров на сегодняшний день — это все же микс, замешанный прежде всего на классике. Сегодня модно использовать цитаты из 30-х, 40-х, 60-х — одним словом, винтаж. И это направление к нам пришло больше с Запада, точнее, из Европы. Очень популярен сейчас ар деко, особенно в мебели.
Модно не перегружать интерьер: ненавязчивая роскошь — хит сегодняшнего дня.
Экостиль набирает обороты: чистые линии, натуральные материалы, ничего лишнего. Стиль пришел к нам с Запада, но многим обязан философии буддизма.
Дизайнерская мебель как никогда в моде. Многие компании переиздают реплики мебели и светильников, созданных в первой-второй трети ХХ века. Модно использовать качественные ткани из натуральных материалов. Принты — от поп-арта и историзма до психоделики. Активно используются светодиоды, полированный металл, шпон экзотических пород деревьев.
Что касается тенденций, заимствованных у Запада, то многие современные заказчики настолько хорошо информированы, что их уже не удивишь такими именами, как Келли Хоппен, Анушка Хемпел, Майкл Ривз, Дэвид Коллинз, Эдд Таттл. Эти профессионалы работали над лучшими гостиницами мира. А где как не в дизайнерской гостинице можно еще подсмотреть «жилой интерьер»?
Где еще можно посмотреть модные жилые интерьеры? Например, на сайтах. Многие декораторские бюро имеют свои сайты, где размещают свои работы.
«Газета.Ru» — информационный спонсор IX Международной выставки «Неделя декора» журнала «Мезонин».