Очередная экспозиция, посвященная легендарной артистке, претендует на гриф «все, что вы хотели знать о Дитрих, но боялись спросить».
Знаменитую немку «расквартировали» в резиденции ее соотечественницы – Екатерины II – с целью подчеркнуть ее статус великой женщины.
За последние несколько лет в Москве два раза выставлялись фотографии некогда Марии Магдалены фон Лош, ее личная переписка с известными людьми и другие предметы истории. В этот раз организаторы, среди которых фонд «Немецкая синематека» – обладатель самой большой коллекции вещей Марлен Дитрих в мире, подготовили контрастные экспонаты, характерные как для культового персонажа, так и для простого смертного. В девятнадцати залах царицынского Хлебного дома их разместилось более шестисот. Это одежда и аксессуары от Кристиана Диора, Шанель, Кристобаля Баленсиаги, Эльзы Скьяпарелли, которые помогали артистке производить эффект в жизни и на экране;
благодаря смокингу Дитрих из кинофильма «Марокко» в женскую моду пришел мужской костюм и пальто-поло. Наряду с маскулинным гардеробом актриса изобрела вечернее платье, создающее эффект обнаженного тела.
Также на выставке представлена каска Марлен и ее военная форма, в которой актриса и певица ездила на фронт выступать.
Марлен поддерживала отношения с писателями Эрнестом Хемингуэем и Эрихом-Марией Ремарком, что подтверждается очередным экспонатом – перепиской Дитрих как с одним, так и с другим. (Впрочем, из романа актрисы с первым уже сделали отдельную выставку в Америке, а на основе ее писем к создателю «Трех товарищей» в России вышла книга).
Несмотря на то, что «Немецкая синематека» обладает рекордным количеством вещей Дитрих, часть вещей наследники уже продали с аукциона.
В частные руки перешел шелковый шарф, подаренный драматургом Ноэлем Коуардом, швейцарские дорожные часы Cartier, подаренные режиссером Джозефом фон Штернбергом в день окончания съемок фильма «Голубой ангел». Кстати, «Ангел» одержал победу – в залах музея демонстрируются ролики с отрывками из фильмов с участием звезды, а фильм Штернберга крутят безостановочно. Это первая картина, в которой снялась Дитрих, кроме того, «Голубой ангел» стал первым немецким полнометражным звуковым фильмом. Сама актриса признавалась, что образ, впоследствии будораживший тысячи мужчин и женщин, – заслуга режиссера.
Кураторы проекта позаимствовали для экспозиции талисман певицы – куклу-негритенка, пилу, с которой она гастролировала во время Второй мировой, игрушечного малыша, на котором актриса училась искусству пеленания в ожидании дочки, записную телефонную книжку.
Согласилась бы актриса, начинавшая играть, даже если в комнату входила кошка, с тем, что ее личные вещи будут выставлены на всеобщее обозрение?
Быт ей давался с трудом – последние тринадцать лет, вплоть до самоубийства, Дитрих не выходила из своей парижской квартиры по причине травмы и поддерживала связь с внешним миром лишь посредством телефона. Как бы то ни было, Марлен повезло: личные вещи другой «белокурой Венеры», Любови Орловой, были вынесены после ее смерти на помойку.