На входе в «Мегаспорт» чей-то голос в громкоговорителе настойчиво призывал заходить строго в масках и перчатках и соблюдать дистанцию в два метра, но зрители и так совершенно не толпились. Оно и понятно — количество билетов на открытые прокаты сборной России было ограничено из-за мер предосторожности, к тому же часть фанатов вернули заветные квитки в кассу после снятия Алины Загитовой и других звезд, которых набралось около десятка, включая действующих чемпионов Европы.
Но, несмотря на практически пустой верхний ярус, арена выглядела весьма живой благодаря полностью забитому нижнему, где, помимо зрителей, расположились еще и бывшие и действующие спортсмены.
Харизматичная пара Бетина Попова и Сергей Мозгов, которые завершили карьеру в прошлом сезоне и теперь работают тренерами и постановщиками, весело обменивались комментариями по поводу происходящего; Софья Евдомикова, ранее выступавшая в дуэте с Егором Базиным, но приостановившая карьеру из-за проблем со здоровьем, внимательно наблюдала за дебютом своего бывшего партнера с Елизаветой Худайбердыевой, а после этого несколько минут сжимала его в объятьях, поздравляя с прокатом.
Софья Евдокимова поздравляет Егора Базина с дебютом в паре с Елизаветой Худайбердыевой pic.twitter.com/WC4utFAzLs
— Эльвира Ондар (@Elvira_Kha) September 12, 2020
Александра Степанова, которая только 10 сентября летала на лечение спины в Германию и по этой причине не могла выступать на открытых прокатах в паре с Иваном Букиным, пересаживалась с одного ряда на другой, переговариваясь со знакомыми…
Александра Степанова, слетавшая 10 сентября на лечение в Германию, уже вернулась и наблюдает за прокатами танцоров с трибун. pic.twitter.com/SPvkflKt1t
— Эльвира Ондар (@Elvira_Kha) September 12, 2020
… и делала селфи с Анастасией Скопцовой и Кириллом Алешиным после того, как те прокатали свой ритм-танец. В общем, царила камерная атмосфера мероприятия, на котором все друг друга знают.
Селфи Александры Степановой, Насти Скопцовой и Кирилла Алёшина pic.twitter.com/ItZ6KOzOKa
— Эльвира Ондар (@Elvira_Kha) September 12, 2020
За происходящим наблюдали с фанатских плакатов герои нового времени — Александра Трусова, Алена Косторная и Анна Шербакова. Почти все растяжки на арене были посвящены именно им, причем Русской Ракете — больше всего. Трусову представляли и в окружении драконов, и в образе инопланетянки, и с лозунгами вроде «Запуск к победе!» и «Королева квадов!».
Арена заполнена в основном плакатами новых героинь российского ФК - Трусовой, Косторной и
Однако нашелся и плакат в поддержку представителя уходящего поколения звезд без четверных прыжков — Евгении Медведевой. Преданные фанаты вывесили внушительное полотно «Твори свою историю! Мы всегда с тобой!», которое приготовили еще к предыдущим открытым прокатам. Тогда им удалось сделать сюрприз и развернуть огромный плакат на всю трибуну сразу после выступления Медведевой, но сейчас, в эпоху пандемии, изображение было просто подвешено под потолком.
Есть огромное полотно в поддержку Медведевой, ставшее знаменитым на прошлых открытых прокатах. Тогда его эпично разворачивал фанатский сектор после проката Жени, а теперь его повесили под потолком. pic.twitter.com/FnVbeUCJir
— Эльвира Ондар (@Elvira_Kha) September 12, 2020Где-то на трибунах засветился и один флаг России с нанесенным поверх лицом Загитовой, но больше о действующей олимпийской чемпионке ничего не напоминало. Смену поколений в фигурном катании можно было наблюдать в режиме реального времени.
***
Первыми на льду показались представители танцев на льду, многие из которых оставили свои прошлогодние программы, поскольку в связи с длительным карантином руководство Международного союза конькобежцев (ISU) решило оставить им прежнюю тему ритм-танца — финнстеп. В таких условиях особенно любопытно было посмотреть на новую пару Худайбердыева / Базин, для которых, естественно, поставили свежую программу. Стоит признать, что их танец выглядел довольно шероховато, но зрители постарались поддержать ребят.
Мужчины порадовали практически идеальными прокатами с минимальным количеством падений, а особенные овации вызвал Михаил Коляда — зал аж поднялся на ноги, чтобы поприветствовать талантливого одиночника, который пропустил год из-за проблем со здоровьем.
Возвращение получилось триумфальным. Фигурист, ранее страдавший от нестабильности и заваливавший важнейшие прокаты, чисто исполнил неплохой контент — каскад четверной тулуп + тройной тулуп, тройной аксель и тройной лутц. Внезапный переход от многолетнего тренера Валентины Чеботаревой к Алексею Мишину явно пошел ему на пользу.
На волне вдохновения от возвращения лучшей формы Коляды зрители осыпали аплодисментами все спортивные пары, которые выступали после мужчин, — впрочем, сами ребята этого вполне заслуживали. Особенно удивили Анастасия Мишина / Александр Галлямов, которые превзошли по произведенному впечатлению даже действующих чемпионов Европы и России Александру Бойкова / Дмитрия Козловского.
Ну, а потом началось главное для большинства собравшихся на арене — женское одиночное катание. Дикий рев болельщиков обозначил, что на большой экран «Мегаспорта» вывели лица Этери Тутберидзе и Даниила Глейхенгауза.
Сумасшедшие овации в честь Тутберидзе и Глейхенгауза, попавших в объектив оператора pic.twitter.com/ltkXxKWQ5t
— Эльвира Ондар (@Elvira_Kha) September 12, 2020А когда на льду появилась Анна Щербакова, сразу на трех секторах зрители подняли в воздух синие таблички с ее фамилией. На прошлых открытых прокатах таким же образом поддерживали Загитову — только картонки были не синие, а красные. Видимо, теперь фанаты группы Тутберидзе объединились вокруг другой сильнейшей спортсменки «Хрустального». Больше такой массовой организованной поддержки не получила ни одна из фигуристок.
Множество синих табличек с именем и фото Щербаковой pic.twitter.com/iJGLdnYExW
— Эльвира Ондар (@Elvira_Kha) September 12, 2020На этом фоне особенно жаль, что новая короткая программа Щербаковой получилась в обычном для «Хрустального» стиле — тягучая музыка скрипок («Элегия» Жюля Массне в обработке Джошуа Белла), руки, закрывающие лицо в начале программы, драматичная пауза, а в конце — взгляд в пустоту с робкой улыбкой. Этот сюжет кажется настолько избитым для «Хрустального» и для самой Анны, что вызывает разочарование. Во время всего проката возникало стойкое ощущение дежавю, и даже заходы на прыжки были абсолютно такими же, как в прошлогодней короткой программе.
Ну, зато технически все было исполнено почти идеально — немного смазанным получилось лишь приземление с каскада тройной лутц + тройной риттбергер, когда девушка неудобно воткнулась коньком в лед.
Выступавшая следом Камила Валиева (единственная юниорка, допущенная до взрослых ОП) показала похожую программу в лиричном стиле под «Storm» Эрика Рэдфорда, но поразила зал безумной гибкостью на уровне профессиональной гимнастки и исполнила все прыжки так, словно ее тело вообще не имеет веса. В итоге ей устроили куда более громкие овации, чем Щербаковой, а кто-то даже кричал с трибун «Этери, браво!».
После этого настал черед выступать Алене Косторной. Девушка, весь прокат Валиевой разминавшаяся за спиной своего бывшего тренерского штаба в лице Тутберидзе, Глейхенгауза и Сергея Дудакова, вышла на лед особенно напряженной.
Громкий стук сердца, капельница и высокий обрывающийся звук, сигнализирующий о том, что пульс больше не бьется, — с этих театральных зарисовок началась новая короткая программа чемпионки Европы, поставленная под две композиции Билли Айлиш — «No Time To Die» и «You should see me in a crown».
Однако, несмотря на оригинальное начало, довольно быстро стало ясно, что технически Алена находится не в лучшей форме. Хотя на разминке она периодически исполняла тройной аксель, но в самом прокате на это не решилась, ограничившись двойным.
Также она чуть не упала с сольного тройного прыжка и выехала на дрожащих ногах с каскада. В целом программа выглядела чужеродной для Косторной, словно была наскоро слеплена и еще совсем не прочувствованна самой спортсменкой. Вполне возможно, что так и есть, — переход Алены к Плющенко состоялся лишь в середине июля и был довольно неожиданным.
Пока Косторная каталась, Тутберидзе давала интервью Первому каналу, стоя спиной к катку, и за бывшей ученицей не наблюдала. В итоге фигуристке даже пришлось после проката подождать несколько минут, прежде чем журналисты подошли брать у нее интервью.
Тутберидзе же и после этого не ушла, а осталась на входе в подтрибунное помещение и продолжила внимательно наблюдать за происходящим на льду. Впереди ждал прокат Трусовой — фигуристки, чей уход к Плющенко потряс наставницу едва ли не так же сильно, как отъезд Евгении Медведевой в Канаду.
Но перед двумя бывшими подопечными Тутберидзе должны были выступить две фигуристки из Санкт-Петербурга — Елизавета Туктамышева и Софья Самодурова. К сожалению для их тренера Алексея Мишина, обе показали довольно низкий уровень готовности.
Туктамышева, катавшаяся под безумно медленный и слишком спокойный для ее темперамента «Спартак» Арама Хачатуряна, сделала «бабочку» на тройном акселе, а затем исполнила два сольных тройных прыжка, не прицепив ни к одному из них второй, и осталась без каскада.
Самодурова на тройной аксель не претендовала изначально (спокойно сделала двойной), но также не смогла исполнить каскад. Из хорошего можно отметить, что ей хотя бы музыка явно подходила — шпионская тема «The Man With The Harmonica» от Apollo Four Forty звучала свежо, стильно и уверенно. Однако по питерским фигуристкам осталось пока больше вопросов, чем ответов.
На этом фоне и показалась на льду Евгения Медведева. Если вокруг Щербаковой и Валиевой были сразу три тренера, Туктамышеву и Самодурову сопровождал Мишин, а за Косторной тенью следовал Плющенко, то самая титулованная спортсменка на этих прокатах ходила в одиночестве. Ее тренер Брайан Орсер находится в Канаде и потому поддерживал фигуристку лишь виртуально — перед выходом на лед Медведева пообщалась с ним по видеосвязи.
Сейчас сложно сказать, насколько на девушку повлияло отсутствие рядом тренера, но физическая форма двукратной чемпионки мира оставляет желать лучшего.
К счастью, без каскада она не осталась (сделала 3+3), но ощутимо задрожала на приземлении с двойного акселя, а затем допустила степ-аут на сольном тройном прыжке, успев экстренно подставить ногу, чтобы не упасть. Вальс Хачатуряна — «Маскарад» — в исполнении одинокой девушки также выглядел довольно медленно и пассивно. Скорости, вихря, завораживающей элегантности танцующей на балу — всего этого очень не хватало Евгении.
Сразу после проката ей передали телефон, чтобы Орсер смог поделиться впечатлениями. Остается надеяться, что через неделю на этапе Кубка России в Сызрани его подопечной удастся продемонстрировать новую программу в оптимальном виде.
Одной из самых больших интриг этих прокатов было выступление Александры Трусовой, из которой Плющенко обещал сделать «универсального солдата» — фигуристку, которая владеет не только сумасшедшей техникой, но и артистичностью, скольжением и пластикой. Также олимпийский чемпион анонсировал совершенно «другую Трусову» в новых образах, в которых ее раньше и представить не могли.
С первых же звуков музыки стало понятно, что Евгений свое слово сдержал. Робкая, нежная, ранимая «Appassionata» от Secret Garden с пронзительным стуком отдельных клавиш, словно капельками моросящего дождя, — под такое Русская Ракета еще не каталась.
16-летняя фигуристка, которой раньше ставили боевитые программы в образе энергичной инопланетянки или сильной и независимой Дейнерис, с явным удовольствием выражала душевные метания любви, пластично изгибаясь на льду и опускаясь на колени.
Легкий прыжок в горизонтальный шпагат, как символ искрящихся светлых эмоций, — все это было так свежо и необычно для Русской Ракеты, что за одну возможность видеть это хотелось поблагодарить ее новый тренерский штаб.
Да и сама Александра поработала на славу — если раньше попытки подобных постановок выглядели в ее исполнении нелепо и угловато, то теперь девушка явно прибавила в скольжении и выразительности. С прыжками тоже все в порядке — ни одного падения. Разве что на двойной аксель она заходила, как на тройной, и немного перекрутила, смазав приземление. В остальном же новая Трусова прекрасна, и по итогам короткой программы кажется, что это самая прогрессирующая фигуристка сборной России на данный момент.