3 ноября Госдума на очередном заседании в трех чтениях приняла законопроект об ужесточении ответственности за применение допинга. В последнем чтении за закон проголосовали все 402 присутствовавших на заседании депутата.
Принятый закон вводит уголовную ответственность за склонение спортсменов к употреблению допинга.
«Принятие поправок в Уголовный кодекс за склонение спортсмена к употреблению допинга — это важнейший шаг в борьбе с запрещенными веществами. Это подчеркивает, что нашей государственной политикой является нетерпимость к допингу, — заявил выступавший на заседании Госдумы президент ОКР Александр Жуков.
— Это, конечно, и ответ нашим зарубежным критикам, которые обвиняли нашу страну в якобы существовавшей какой-то государственной программе поддержки допинга. Никакой программы, конечно, не было, с допингом всегда была борьба. Другое дело, что в некоторых видах спорта, таких как легкая и тяжелая атлетика, в последнее время участились случаи употребления допинга».
«Этот законопроект — сигнал и тем, кто в России считает, что в спорте высших достижений нельзя добиться успеха без допинга. Кстати, Игры в Рио показали, что наши спортсмены, не применявшие никакие запрещенные препараты, добились успеха, — продолжил глава ОКР.
— Правительству нужно как можно скорее утвердить и обнародовать список запрещенных препаратов, потому что предусмотрены самые серьезные виды наказания. Думаю, что применение уголовной ответственности в совокупности с образовательными методами должно очистить российский спорт от допинга».
Достаточно ярко и провокационно высказался, комментируя принятие данного законопроекта, депутат Госдумы от КПРФ Николай Коломейцев.
«Мы должны комитету по спорту, ОКР и федерациям поручить несколько вопросов. С помощью хакеров мы узнали, что многие спортсмены, к примеру братья Уильямс, как говорил Шамиль Тарпищев, принимали запрещенные препараты по разрешению.
Родченков (Григорий Родченков, экс-глава Московской антидопинговой лаборатории. — «Газета.Ru») убежал в Америку, Всемирное антидопинговое агентство (WADA) на чьи деньги это все организовало — на американские», — сказал Коломейцев.
«Надо нам самим все организовывать, открывать свои лаборатории. Американцы сейчас по фармакологии впереди — их препараты не попадают в списки запрещенных, а если попадают — WADA все равно выдает разрешение.
Неправильно, когда нас проверяют те, кого мы не можем проверить»,
— добавил депутат.
Не промолчал и представитель ЛДПР Михаил Дегтярев, подчеркнувший, что принятие данного законопроекта — сигнал для всего мира о нетерпимости России к допингу:
«Теперь у нас есть возможность стать примером для всего мира. В отношении спорта и защиты наших спортсменов предстоит большая работа. Мы должны показать мировому сообществу, что допинг в российском спорте — это неприемлемо».
В интервью «Газете.Ru» принятый законопроект прокомментировал известный юрист, специализирующийся на спортивном праве, Валерий Федореев.
— Суды пишут целые тома приговоров и подробно их аргументируют. Может быть, будет учитываться какое-то склонение на словах — мне не совсем пока понятно, как сложится судебная практика. Очевидно, что это какие-то словесные формулировки, обещания выигрыша или позитивного результата в случае употребления допинга.
В этом законе на самом деле две статьи — не только склонение, но и использование допинга в отношении спортсмена.
Под склонением подразумеваются любые умышленные действия, способствующие использованию спортсменом запрещенной субстанции. Под этим подразумеваются: обман, советы, уговоры, указания, предложения и так далее. Это все расшифровывается в статье 230.1.
Что важно: для привлечения к ответственности по этой статье не обязательно, чтобы действие было закончено. Спортсмену не обязательно принять допинг. Если будет установлен факт попытки склонения — ответственность наступит.
Второй интересный момент: не важна цель. Здесь есть три субъекта, которые могут попасть под ответственность: тренер, спортивный врач или иной специалист в области физкультуры и спорта.
Очевидно, что сюда подпадают некоторые категории спортивных чиновников.
Чтобы у любого человека из трех данных категорий наступила ответственность, не важен мотив, не обязателен личный интерес.
— То есть мотив может быть настолько скрыт, что до него не докопаются, но это и не важно?
— Да, совершенно верно. Корыстного интереса вообще может не быть — возможно, тренер делает это ради спортсмена.
— Вы сказали о субъектах. То есть любой человек с улицы не может быть привлечен к ответственности даже в случае склонения?
— Да, если вы придете с улицы и скажете спортсмену, что у вас есть волшебный пузырек, ответственность по отношению к вам не наступит.
— Насколько это обычно для юридической практики?
— Это вообще обычная практика для законов, когда обозначаются субъекты.
— Вы ознакомились с законом, насколько он вам кажется применимым на практике?
— Вообще, законопроект неплохой. Насчет доказательств склонения у меня, конечно, есть определенные сомнения. В основу доказательной базы здесь должно ложиться, как мне кажется, свидетельское показание самого спортсмена.
Если спортсмен скажет, что его никто не склонял и он все делал сам, то ответственность для этих трех субъектов, думаю, не наступит, так как доказать обратное будет очень сложно.
— А слов спортсмена о том, что его склоняли, уже будет достаточно?
— Ну, нет, конечно, суду придется рассматривать совокупность доказательств.
— По косвенным доказательствам может быть вынесен приговор по таким делам?
— Да, это вполне возможно, если их будет достаточно.
С другими новостями, материалами и статистикой вы можете ознакомиться на странице хроники, а также в группах отдела спорта в социальных сетях Facebook и «ВКонтакте».