28 марта российский гроссмейстер Сергей Карякин в драматичной борьбе победил выступающего под американским флагом Фабиано Каруану, что позволило россиянину выиграть Турнир претендентов и стать соперником норвежца Магнуса Карлсена в матче за шахматную корону.
— Сергей, в первую очередь хотелось бы поздравить с победой на Турнире претендентов. Какие эмоции испытали после окончания партии с Каруаной?
— На меня накатила дикая усталость, потому что мало кто знает, что такое труд за шахматной доской. Когда партия завершилась, у меня не было сил радоваться. Первым меня встретил мой менеджер Кирилл Зангалис. Я ему очень благодарен, потому что четыре года назад мы были инициаторами проекта «Вернем шахматную корону в Россию!» совместно с нашими спонсорами. Тогда пришлось выслушать немало насмешек, злопыхатели находили в моих победах элементы случайности. Тем не менее я выиграл два крупных турнира в Ставангере (2013 и 2014 годы), где играл Магнус Карлсен.
В 2015 году я выиграл Кубок мира по шахматам, уступая 0-2 в финале Петру Свидлеру.
Надеюсь, что Турнир претендентов расставил все по своим местам. Я занял первое место, а в заключительный день обыграл прямого конкурента — никаких вопросов возникнуть не должно.
— Могли ли перед началом соревнований или по их ходу его предположить, что все так драматично сложится?
— Нет, готовился к турниру, как и два года назад перед соревнованиями в Ханты-Мансийске. Не было возможности поехать в Египет, поэтому вместе с тренерским штабом отправились в ОАЭ. Поездка обошлась в кругленькую сумму. Также у меня был тайный помощник.
Стиль игры у меня довольно плотный, больше действую от защиты. Мне помогло, что в сборах принял участие атакующий шахматист из Азербайджана Шахрияр Мамедьяров.
В Ханты-Мансийске я в итоге занял второе место, хотя в начале соревнований шел на последней строчке, но сумел показать характер.
В Москве я ни разу не оставлял мысли, что могу победить. Здесь много друзей, много болельщиков, так что играть оказалось легче. Спасибо Москве, спасибо России!
Можно сказать, что я играл не за себя, а за страну. Очень рад, что именно Россия отправится в Нью-Йорк сражаться с Карлсеном за шахматную корону.
— Многие эксперты считают, что Каруана допустил роковую ошибку на 36-м ходу (ладья на е4). Вы в этот момент почувствовали, что победа не ускользнет?
— Я пообщался с болельщиками после игры, у них имелись компьютеры. Представьте, что люди стоят, затаив дыхание, и видят, что единственный ход на выигрыш — жертва ладьи. Все остальные продолжения заставляют меня бороться за ничью. Пожертвовать в такой момент прямому конкуренту ладью не в рядовой партии, а в партии, которая решает судьбу турнира… В этот момент я почувствовал дыхание тех людей, которые за меня переживали, досчитал все до мата и был абсолютно уверен в победе. Рад, что принес счастье всем своим болельщикам в эту минуту.
— Турнирный расклад перед последним матчем позволял сыграть вничью. Вы держали это в уме?
— У меня было много подобных ситуаций. Например, в Ставангере перед последним матчем с Веселином Топаловым меня устраивала ничья. Я понимал, что на моей стороне серьезный перевес. Мне не хотелось больше мучиться, потому что дальше могло произойти что угодно. Тогда ничью держать в голове было можно.
Сейчас я поглядывал на то, как развиваются события в партии Свидлер — Ананд, понимал, что все в моих руках, что Каруане надо рисковать. Не буду бравировать и говорить, что играл только на победу. Если бы турнирная ситуация мне диктовала условия, что нужно сыграть вничью, я бы это сделал, но когда есть возможность прямому конкуренту поставить мат, то нельзя ее упускать. Действовал исключительно по турнирной ситуации.
— Кого считали самым опасным противником на турнире?
— С Анандом часто играл в молодом возрасте и проигрывал ему, а последние партии мы чаще всего сводили к ничьей. Мне из принципа хотелось его обыграть. Получилось в первом круге, а во втором — нет, но это поражение встряхнуло меня. Я понимал, что теперь надо играть только на победу.
Все специалисты перед началом соревнований в унисон говорили, что любой может выиграть Турнир претендентов.
Невероятно силен Левон Аронян, никто не сбрасывал его со счетов, Хикару Накамура и Каруана всем доказали, что являются сильнейшими гроссмейстерами. Топалов, когда он в форме, может обыграть любого. Гири не зря находится среди лидеров рейтинга. Я жил от партии до партии.
— У такого успеха много составляющих. Можете выделить самый важный ингредиент успеха?
— В октябре у меня родился сын. Это придало много положительных эмоций. Семья оказывает мне огромную поддержку. Галия (Камалова — жена Сергея Карякина) в нужный момент находит нужные слова. Большое спасибо ей, а также моим друзьям, которые появились после переезда в Москву, мне неудобно их подводить. Все эти факторы сложились в единое целое, и образовалась позитивная обстановка. Чувствую, что в Москве меня любят.
— До ноября еще много времени. Какой сейчас план действий? Какие мероприятия планируются?
— Сейчас ответить сложно. Хочется собраться с силами, отдохнуть. Изначально планировал играть не только для себя, а играть для людей и нести шахматы в общество.
Хочется распиарить матч за шахматную корону так, чтобы любой ребенок взялся за шахматные фигуры. Если я стану чемпионом мира, то сделаю все для популяризации этого вида спорта.
Это моя основная задача.
Не забываю я и о сборной России. Посмотрим, что будет с Шахматной олимпиадой в Баку осенью. Нужно поговорить с РШФ, пока не знаю, буду играть или нет. В ближайшее время совместно с тренерским штабом составим план подготовки к матчу в США.
— То есть пока не можете сказать, когда непосредственно начнете готовиться к матчу с Карлсеном?
— Нет, пока не могу.
— Как можете охарактеризовать Карлсена?
— Я с ним в довольно хороших отношениях, после турниров в Москве тесно дружили. Помню, что к нам подбегали болельщики у метро и просили автографы.
Сейчас не то время, когда к сопернику испытываешь ненависть. Это всего лишь спорт. Карлсена надо обыгрывать, серьезно готовиться к матчу, так что отдам все силы. Карлсен не компьютер!
— Можете подчеркнуть сильные и слабые стороны норвежца?
— Карлсен последние годы доказывал свое превосходство. Он является лидером рейтинга. У него очень сильные игроцкие качества.
По стилю мы друг другу подходим. Необходимо проработать и составить план подготовки к матчу.
Чемпионский матч Карлсен — Карякин пройдет в Нью-Йорке с 11 по 30 ноября. Гроссмейстеры проведут 12 партий.
С другими новостями, материалами и статистикой вы можете ознакомиться на странице шахмат, а также в группах отдела спорта в социальных сетях Facebook и «ВКонтакте».