— Расскажите, пожалуйста, о последних новостях по организации матча за шахматную корону, который примет Нью-Йорк.
— Все, подписали соглашение.
С 10 по 30 ноября в Нью-Йорке открываем матч, в котором чемпион мира Магнус Карлсен будет играть с победителем московского претендентского турнира, стартующего уже 10 марта в здании Центрального телеграфа в Москве.
Первый ход в чемпионском противостоянии будет 11 ноября. Приглашены мэр Нью-Йорка (Билл де Блазио. — «Газета.Ru») и другие официальные лица.
Призовой фонд матча зафиксирован — не менее $1 млн.
— Миллион — это по положениям ФИДЕ о минимальных гонорарах в подобной встрече?
— Да, следующая пресс-конференция, наверное, уже будет со спонсорами. Сейчас мы опубликовали то, что нужно для протокола.
Карлсен согласился, и думаю, что победивший в московском турнире тоже не откажется поехать в Нью-Йорк сыграть матч на Манхэттене.
Сейчас выбираем, где именно. Есть предложения зданий от нескольких компаний. Но самое главное, что сейчас уже окончательно зафиксировали место, время и призовой фонд.
— Фонд, получается, еще может измениться в бóльшую сторону?
— Да, мы ведем переговоры еще с одним спонсором.
— Как будут разделены призовые?
— Как обычно по положению ФИДЕ: 60% получит победитель, 40% — проигравший.
— Были ли еще какие-то варианты городов – претендентов на проведение этого матча?
— Да, мы рассматривали Сан-Франциско, был Лос-Анджелес. И Чикаго, который выразил интерес.
— То, что встреча будет проходить в США…
— Это мой подарок, несмотря на то что введены санкции. Это мой ответ на них.
Были предложения от некоторых членов ФИДЕ перенести матч в другую страну. Но я сказал: нет, объявляем Год шахмат в Америке.
Там не только этот чемпионат пройдет: мы сейчас собираемся провести там чемпионат по решению шахматных задач и композиций, турнир между университетами, детский международный турнир. Несколько десятков турниров собираемся там провести в рамках Года шахмат.
И в Нью-Йорке, когда будет проходить матч за звание чемпиона, ФИДЕ организует детский и открытый турниры, то есть это будет настоящий праздник.
Мэр Нью-Йорка сказал, что для них это большая честь, потому что это шахматный город и во многих его скверах и парках тоже играют в шахматы.
— Вы сообщили, что встречаетесь со своими адвокатами в Швейцарии по вопросу американских санкций. Как продвигается его решение?
— Официально я в начале декабря обратился в министерство финансов США, чтобы они дали разъяснения. Они ничего не объясняли. Потом я понял, что, согласно законодательству, нужно нанять американскую адвокатскую компанию, с которой они могут работать. Я из трех компаний выбрал одну, подписал с ней соглашение.
И в конце декабря она уже официально получила разрешение от министерства юстиции США защищать мои интересы и в правительстве США, и в суде, поскольку я обращаюсь к Верховному суду.
Адвокат от моего имени уже обратился туда, в начале января был ответ и переписка. 26 февраля я получил официальное письмо из минфина США, и поэтому мы (с адвокатами) сейчас встретились в Цюрихе и работаем над официальными документами, которые пришли ко мне.
Кстати, я первый санкционный человек, который подал в суд на правительство США, и официально зафиксированы мои претензии. И я уже (нахожусь с правительством) в официальных юридических отношениях.
— Как вы оцениваете временные перспективы этого процесса?
— Я уверен, что это или техническая ошибка, или игра каких-то чиновников правительства США.
У нас есть данные, что инициатором этого был один из бывших шахматистов, писал туда, в правительство, чтобы меня включили в санкционный список.
— В правительстве этим вопросом занимался замминистра финансов Адам Шубин…
— Он меня внес (в санкционный список). Но обращался к нему один из шахматистов, из бывших. Я не называют фамилию, это требует проверки.
Но мои американские коллеги уже сказали: у вас там «доброжелатель», который хотел меня еще в 2014 году включить по «украинскому списку». Это было летом 2014 года, меня, оказывается, еще тогда пытались туда включить.
— К чемпионскому матчу, к осени этого года, вопрос о санкциях может быть снят?
— Мы работаем. В течение этих двух месяцев у нас был ряд контактов, встреч. Я доволен тем, что официально мои претензии зарегистрированы, им присвоен номер, открыто дело и пошел рабочий процесс.
До этого были только слова и заявления в прессе — как с моей, так и с их стороны. А сейчас мы уже находимся в правовой плоскости.
— Возвращаясь непосредственно к шахматам, собираетесь ли вы следить за женским титульным противостоянием между украинкой Натальей Музычук и китаянкой Хоу Ифань, которые начнут сражение уже 2 марта?
— Я туда приеду. Несколько дней назад я был в Пекине, и там как раз проводил Хоу Ифань с ее командой, которая улетала во Львов. Я же еще президент Всемирной ассоциации интеллектуальных видов спорта и в Китае открывал Всемирные интеллектуальные игры.
— Дадите прогноз на чемпионскую встречу: сможет ли Музычук дома оказать сопротивление грозной сопернице?
— Не могу сказать. Я болею за то, чтобы они красиво играли.
— Как человек, который раздумывал над тем, выставлять ли свою кандидатуру на выборах президента ФИФА, следили ли вы за этой процедурой?
— Я когда был в Пекине, поздравил Джанни Инфантино, отправил ему телеграмму.
Сказал в ней, что очень рад, что у наших коллег, другой международной спортивной федерации, наконец-то воцарится спокойствие, стабильность.
Те скандалы, которые шли, они не на пользу не только данному виду спорта, но и другим. Когда дети, молодежь, люди, которые хотят заниматься спортом, видят эти скандалы…
А сейчас Инфантино — новый президент, все в федерации успокоятся и начнут заниматься футболом.
— Однако в той же легкой атлетике смена президента международной федерации не отменила расследования о деятельности прошлого руководства…
— Это само собой идет. Я касаюсь спортивной части, а не этих коррупционных случаев, которые, конечно, не красили эту спортивную федерацию.
Главное, что в ФИФА новый лидер, а то почти год она находилась без руководителя.
Ознакомиться с другими новостями, материалами и статистикой вы можете на странице шахмат, а также в группах отдела спорта в социальных сетях Facebook и «ВКонтакте».