Разоблачение Лэнса Армстронга и последовавшие за этим признания других заметных гонщиков в употреблении допинга навсегда поделили историю велоспорта на «до» и «после». Прежняя эра, когда обсуждали секунды отставания, достоинства велосипедов и загар спортсменов, не вернется уже никогда. Отныне велошоссе — синоним манипуляций с кровью, поглощений запрещенных таблеток и вообще — вселенского обмана. Обмана такого масштаба, какой не знал ни один другой вид спорта. Сейчас всех интересует лишь одно — сколько еще гонщиков попадутся на допинге после этого «Тура». Ну и кто выиграет, конечно. Это тоже весьма любопытно.
За последние двадцать лет проблемы с запрещенными препаратами имели семь победителей «Большой петли». Это намного больше половины, если учитывать, что один только Армстронг выиграл семь престижнейших гонок подряд.
Один из его главных соперников Ян Ульрих, Альберто Контадор, Марко Пантани, Бьярне Рийс, Флойд Лэндис — это далеко не весь список тех, кто пытался добиться славы, обманывая других. Да только забыл, что все тайное рано или поздно становится явным.
Однако, как бы ни было тошно, жизнь имеет обыкновение не заканчиваться даже после самых больших скандалов.
Спортивный директор нашей «Катюши» Дмитрий Конышев накануне старта четко обозначил задачу: место на пьедестале в итоговом зачете «Тур де Франс». Естественно, ставка делается на опытного и титулованного Хоакина Родригеса. Более классного многодневщика в велогруппе просто нет. Заточенная под Пурито командная тактика, как понятно, по рукам и ногам свяжет остальных. Гонщикам «Катюши» на этом «Туре» придется пожертвовать собственной статистикой ради главной цели. А значит, на протяжении трех недель им придется оберегать Родригеса от всевозможных напастей, а когда будет нужно — сажать его на колесо и тащить. Самому звездному легковесу требуется не проиграть слишком много в разделках. Ведь сколько уже перспективных для себя гонок он запорол из-за хронического неумения выступать в этом виде программы.
Конышев, кстати, предвидел успешное выступление Александра Кристоффа на первом этапе. По его словам, норвежский спринтер — единственный в этом составе «Катюши», помимо Пурито, кто способен себя проявить, не жертвуя при этом общекомандными задачами.
С легкой руки кого-то из зарубежных журналистов, юбилейную супермногодневку уже окрестили «Тур де Хаос». В первый день на дистанции и вправду смешались люди и кони. То есть, велосипеды. Брутальный завал не стал препятствием для гонки, однако оказался досрочным окончанием выступлений для имевших несчастье в него угодить. Резонно рассудив, что авария произошла не по вине самих гонщиков, организаторы просто не учли их катастрофические минуты отставания. Стало быть, после первого этапа никто не ушел в отрыв и никто не отстал.
Стартовой площадкой очередной «Большой петли» стала Корсика, некогда оплот средиземноморского пиратства. Разговоры о включении родины Наполеона в программу гонки велись с 80-х годов, и вот, наконец, удалось реализовать столь авантюрную задумку. Авантюрную — потому что транспортировать многочисленные технички, велосипеды и прочий инвентарь с большой земли и обратно в сжатые сроки крайне не просто. Однако маршрут для того и существует, чтобы его периодически изменять. Так что, все хорошенько продумав, организаторы отважились на эксперимент.
Если на первом этапе пелотон проехался по береговой линии, то на втором ему предстояло форсировать остров с северо-востока на юго-запад. Это 156 километров — из Бастии в Аяччо.
Уже во второй день гонщикам пришлось попрактиковаться в среднегорье. На дистанции имелись четыре вершины, причем одна из них — второй категории сложности. Самым же сложным участком все дружно признали пик Кот дю Саларио всего за 12 километров до финишной черты.
В желтой майке лидера стартовал победитель субботнего этапа Марсель Киттель из Argos-Shimano. Совсем скоро выяснилось, что заветная манишка не задержится у него дольше, чем на сутки. Немец прочно увяз в одной из групп, а она начала стремительно отставать.
Перед вершинами от пелотона то и дело отделялись желавшие уйти в отрыв. Беглецов догоняли, затем свои силы пробовали другие. Проехать в одиночестве пару десятков километров и покрасоваться на телевизионных экранах — тоже ведь дело.
Представители российской команды предпочитали не выделяться. Они просто делали необходимую черновую работу, прекрасно понимая: время для решительных маневров придет позже.
За 44 километра до финиша отставание Киттеля уже равнялось 6,5 минутам. И, как ни странно, оно продолжало расти. Когда передовики этапа миновали аэропорт Аяччо и начали карабкаться в ту самую Кот дю Саларио, несчастный Киттель уже проигрывал лидеру 9 с лишним минут. Видимо, слишком большой ценой далась ему победа на дебютном этапе. Зато выиграв его, он обязательно войдет в историю «Тура». Далеко не каждому умелому гонщику удавалось здесь побеждать.
Вскоре под колеса лидирующей группы, в которой к тому моменту осталось четыре человека, едва не попал какой-то незадачливый любитель велоспорта. Он неуклюже пытался перебежать дорогу и только в последнее мгновение, боковым зрением увидев приближающуюся опасность, сделал два шага назад. Которые, возможно, спасли ему жизнь. Право, две аварии за два дня было бы уже чересчур.
Караван прибыл в Аяччо без особых приключений. Основная группа «на флажке» поглотила почти всех лидеров, кроме Яна Бакелантса из RadioShack. Бельгиец предпринял отчаянный спурт и финишировал-таки за секунду до преследователей. Звучит фантастически, но эта победа стала первой для Бакелантса в «Про-туре» за последние пять лет.
Вторым на этапе стал словак Петер Саган из Cannondale, третьим — польский гонщик Quick Step Михал Квятковский.
Лучший из наших Эдуард Ворганов классифицировался на 20-м месте.
С другими новостями, материалами и статистикой вы можете ознакомиться на странице велоспорта.