На заседании правления Союза биатлонистов России (СБР), прошедшем в Москве 19 апреля, было решено упразднить должность главного тренера сборной страны. Это было сделано по предложению членов тренерского совета в рамках плана по изменению структуры тренерского штаба команд. Член правления СБР Дмитрий Алексашин рассказал официальному сайту союза, что упразднение должности главного тренера было продиктовано необходимостью четко определить специалистов, ответственных за принятие решений и результат.
«Двоевластия быть не должно. Должен быть или институт главного тренера, или институт старших тренеров, – сказал Алексашин. — Другое дело, что обязательно нужен человек между всеми командными структурами, но у него должны быть совершенно другие задачи – в европейских командах эти функции исполняет так называемый спортивный директор. Он должен отвечать за взаимодействие, а не стоять с трубой и тренировать командой, когда есть старший тренер, который готовит команду и отвечает за ее результат».
Упразднение должности главного тренера означает, что российский биатлон намерен вернуться к модели управления сборной командой, которая была до 2009 года, когда ей руководили непосредственно старшие тренеры.
Тогда, напомним, главным тренером решением правления СБР был назначен олимпийский чемпион Владимир Барнашов, который руководил еще сборной СССР и Объединенной командой на Олимпийских играх в Калгари и Альбервилле, подготовив шесть олимпийских чемпионов (Дмитрия Васильева, Валерия Медведцева, Александра Попова, Евгения Редькина, Сергея Тарасова и Сергея Чепикова). В качестве наставника россиян Барнашов проработал два сезона, которые особенно запомнились неудачным выступлением нашей команды на прошлогоднем чемпионате мира в Ханты-Мансийске – россияне дома выиграли только три серебра и в общем зачете заняли шестое место.
Тогда ряд ветеранов отечественного биатлона возложил ответственность за неудачу как раз на Барнашова, обвинив его в том, что он шел на поводу у руководства СБР, заставляя старших тренеров выполнять указания, с которыми те не были согласны. В пример прежде всего, ставилось увольнение тренера женской команды Анатолия Хованцева во время провальной для нас женской эстафеты на домашнем чемпионате мира. Немногим лучше мы выступили за год до этого на Олимпийских играх в Ванкувере (шесть медалей, из них два золота), однако в рамках Кубка мира ощутимого прогресса не было.
В 2011 году главным тренером стал Валерий Польховский, который на протяжении ряда лет работал с женской командой, уйдя из нее в 2007 году под давлением тогдашнего президента СБР Александра Тихонова. После того, как СБР возглавил Михаил Прохоров, он стал наставником резервной команды. В сезоне-2011/2012 Польховскому подчинялись старший тренер мужской команды Андрей Гербулов и наставник женской – немец Вольфганг Пихлер.
Минувший сезон показал разницу в уровне готовности и выступления мужской и женской сборных.
В то время как под руководством Гербулова стала вырисовываться перспективная и ровная по силе команда, женщин настиг спад. Причем тащила всю команду лишь Ольга Зайцева, которая готовилась к сезону не под руководством задавшего тяжелые нагрузки остальным членам сборной Пихлера. Чемпионат мира в Рупольдинге получился для нашей сборной самым провальным за всю ее историю – всего две бронзовые награды и седьмое место в общем зачете.
В итоге, на совещании правления было решено предложить на утверждение Минспорттуризма в качестве старшего тренера мужской сборной Николая Лопухова, который в минувшем сезоне отвечал за функциональную техническую подготовку, в результате чего серьезно прибавили, в частности, Евгений Гараничев и Дмитрий Малышко. Несмотря на упреки, сохранил свою позицию в качестве наставника женской команды Пихлер — еще месяц назад Прохоров заявил, что не намерен увольнять этого специалиста.
Напомним, что на прошлой неделе экспертный совет под председательством замминистра спорта Юрия Нагорных после докладов всех главного тренера, старших тренеров и тренеров по направлениям признал выступление сборной России в прошедшем сезоне неудовлетворительным.
В ходе совета как раз отмечалось, что роль главного тренера оказалась приниженной.
Спустя неделю Михаил Прохоров в своем блоге выступил с выпадом в адрес главы Минспорттуризма Виталия Мутко, который потребовал от СБР до 1 мая согласиться на своем президиуме с предложениями министерства и пригрозил, что в противном случае примет финансовые меры.
«Весьма удивительно это слышать, особенно в части «Федерация должна поменять тренеров так, как скажет Министерство» и «90 процентов финансирования биатлона лежит на плечах государства, а программы развития реализует Министерство спорта». Действительно, до моего прихода в Федерацию так оно, наверное, и было, — написал Прохоров. –
Спросите любого, кто был в биатлоне тогда и сейчас, как теперь обстоит дело с финансированием.
Что касается смены тренеров, уважаемому министру следует почитать закон «О спорте»».
Теперь решения правления, в том числе и по критериям отбора в национальную команду, а также список кандидатов на централизованную подготовку как раз должно утвердить министерство. Сообщается, что решение правления будет направлено в Минспорттуризма до 25 апреля.
Подробно о новостях биатлона можно посмотреть на странице зимних видов спорта