Президент Международной шахматной федерации (ФИДЕ) Кирсан Илюмжинов в воскресенье встретился в Триполи с лидером Ливии Муамаром Каддафи, во время партии в шахматы лидер Джамахирии сказал, что не собирается покидать Ливию и слагать с себя полномочия. «Встреча продолжалась около двух часов, мы сыграли с Каддафи в шахматы. Встреча проходила не в каком-то бункере, а в одном из административных зданий в ливийской столице», – сообщил «Интерфаксу» Илюмжинов.
«Каддафи заявил, что не собирается покидать Ливию, подчеркнув, что это его родина и земля, где погибли его дети и внуки. Он также сказал, что не понимает, какой пост он должен покинуть. Я не премьер, не президент и не король. Я не занимаю в Ливии никакой пост и, поэтому у меня нет должности, которую я должен покинуть, – передал разговор с Каддафи Илюмжинов. — Я выразил Каддафи соболезнование от своей семьи в связи с гибелью его 20-летнего сына, двух внуков и четырехмесячной внучки. А затем мне показали дом, в который попали пять бомб и где погибли родственники Каддафи».
По его словам, «в Триполи много разрушений, в том числе и гражданских объектов». Илюмжинов также сообщил, что встречался с главами МИД Ливии и Министерства образования.
«Прошла у меня встреча и со старшим сыном Каддафи Мухаммедом, который возглавляет национальный олимпийский комитет. Мы с ним также сыграли в шахматы и разыграли сицилианскую защиту», – отметил Илюмжинов.
Президент ФИДЕ отметил, что в понедельник продолжит свою поездку по африканским странам и посетит Тунис, где у него запланированы встречи с руководством этого государства. Ранее Илюмжинов побывал в Замбии и Нигерии, но визит в Ливию не был заранее анонсирован. Поздно вечером в среду состоялась его встреча с министром иностранных дел Ливии Абделати аль-Обейди, который только что вернулся из КНР. В ходе дружеской беседы президент ФИДЕ поблагодарил главу внешнеполитического ведомства Джамахирии за содействие возглавляемой им федерации и внедрение программы «Шахматы в школе».
Это сообщение дало основание предположить, что глава ФИДЕ выполняет некую посредническую миссию по урегулированию конфликта в Ливии.
О начале таковой объявил на саммите «большой восьмерки» в Довиле президент РФ Дмитрий Медведев.
Известный своими экстравагантными поступками и высказываниями Илюмжинов не слишком подходит для столь ответственной миссии. Хотя у него прекрасные отношения с ливийским лидером, начало которым было положено семь лет назад.
Именно в Триполи состоялся чемпионат мира по нокаут-системе 2004 года. Выбор места проведения важнейшего шахматного события изначально было подвергнуто жесточайшей критике. Ведь среди участников турнира были три израильских гроссмейстера – Борис Гельфанд, Эмиль Сутовский и Илья Смирин, а гражданам этой страны въезд в Ливию запрещен.
Рассматривался даже вариант, при котором матчи с участием израильских шахматистов проходили бы на Мальте, куда соперников доставляли спецрейсами из Триполи.
Ливийские же власти распространили пресс-релиз следующего содержания: «Великая Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия обязуется предоставить визы всем участникам этого великого чемпионата».
Тем не менее, Гельфанд, Сутовский и Смирин решили не ехать в Триполи. Их примеру последовал и американский гроссмейстер Борис Гулько, также имевший израильский паспорт (советского его лишили после выезда из страны). В знак солидарности с соотечественником отказались играть в Ливии американцы Александр Шабалов и Александр Онищук, никоим образом с еврейскими общинами не связанные, но также выехавшие в разные годы из СССР.
Отказались от участия в чемпионате и занимавшие на тот момент соответственно второе и шестое места в рейтинге Вишванатан Ананд и Петр Свидлер. Российский гроссмейстер сослался на то, что не собирается играть в неприемлемой для спортивного соревнования обстановке, а индийский – из солидарности с коллегами.
Нашелся, правда, смельчак, имевший израильское гражданство и заявлявший о своем желании оспаривать шахматную корону в гарантировавшей безопасность и демократические принципы Джамахирии. Представлявший Швейцарию Вадим Милов (гроссмейстеры советской школы сейчас есть практически везде) готов был поучаствовать в чемпионате, но визу ему предоставили только в день торжественного открытия турнира, и на первую партию он при всем желании не успевал.
Многие участники чемпионата жаловались на скудное питание в отеле, где он проходил, но президент ФИДЕ счел организацию турнира великолепной.
Ливийский лидер Муамар Каддафи даже получил звание международного гроссмейстера.
Документы за отца получил Мухаммед Каддафи, который возглавляет не только НОК Ливии, но и шахматную федерацию стран Средиземноморья. Гроссмейстер Муамар Каддафи – это посильнее, чем гроссмейстер (старший мастер) Остап Бендер.
Может быть, президент ФИДЕ просто прилетел партию-другую в блиц сыграть, а международная общественность уже в тревоге: неужели переговоры с лидером Джамахирии будет вести человек, лично беседовавший с экипажем НЛО, но не посоветовавшийся перед посещением Триполи ни с Бараком Обамой, и с Николя Саркози? Хотя, если после визита Илюмжинова в ливийских школах будут изучать не автомат Калашникова, а защиту Уфимцева, президенту ФИДЕ можно будет доверять любые дипломатические миссии.
Другие материалы можно посмотреть на странице шахмат.