Начинали же программу предпоследнего рабочего дня в Лужниках женщины, исполнявшие короткую программу. Выиграла эту дисциплину Ирина Слуцкая. О ее программе «Танго» на музыку Дмитрия Шостаковича к балету «Барышня и хулиган» сказано уже немало добрых слов. Идеальным назвать прокат в Лужниках было неправильно: шестикратная чемпионка Европы допустила помарку в каскаде «тройной лутц - двойной тулуп» и смазала заключительное вращение. За счет чуть более сложного набора элементов и хорошей второй оценки Ирина опередила американку Сашу Коэн на 1,47 балла.
После завершения выступления калифорнийку с одесскими корнями попросили оценить расклад перед произвольной. В Дортмунде год назад Коэн лидировала, но уступила титул японке Шизуке Аракаве. Сейчас занимает по сумме двух видов второе место.
Мама фигуристки, Галина Коэн, уехавшая из СССР в 12-летнем возрасте, в США окончила университет и получила диплом бизнесмена.
Видимо, гены передались и дочери. Саша, не раздумывая, ответила: «При нынешней системе лучше идти первым и создать хотя бы небольшой задел».
Отрыв россиянки от ближайшей преследовательницы в первых двух видах составил почти 3 балла, около 2,5 выигрывает Коэн у расположившейся на третьей позиции Каролине Кестнер, выступающей в Москве намного увереннее, чем в Турине. В короткой программе родственнице знаменитой горнолыжницы особенно удался каскад из тройного флипа и тройного тулупа. Однако это не гарантирует Каролине легкой жизни. В интервале в 3,8 балла расположились шесть участниц, каждая из которых с равным основанием может претендовать на «бронзу». Если же дрогнут Слуцкая или Коэн (эти девчонки тоже не железные), то и на медаль из более благородного металла.
В этой группе находятся уже познавшие радость побед на чемпионатах мира Мишель Кван и Шизука Аракава, еще две японки - Мики Андо и Фумие Сугури, а также Елена Соколова, которая справилась со всеми элементами короткой программы за исключением тройного флипа. Не рискнула москвичка сделать и каскад «3+3». Именно поэтому Елена пока седьмая, а Кестнер - третья.
В вечерней части программы был произвольный танец. Смотреть эти соревнования для зрителей одно удовольствие. Это арбитры следят за реберностью, твизлами и уровнем поддержек, а публика может просто наслаждаться красивой музыкой, эффектными костюмами и прическами, стройными фигурами девушек и элегантной статью партнеров.
За последние годы танцы на льду сделали гигантский шаг вперед в плане сложности. Руководитель техкома ISU Александр Горшков честно признался, что вместе с Людмилой Пахомовой со своей «Кумпарситой» вряд ли бы сегодня даже в десятку на чемпионате мира попал. Болельщики со стажем помнят легендарную британскую пару Диана Таулер - Бернард Форд, четырежды выигрывавшую «золото» на мировых первенствах. Их визитной карточкой был «Сиртаки» на музыку Микиса Теодоракиса. Нынче эту мелодию взяли для своего произвольного танца канадцы Меган Уинг - Аарон Лоу, которых тренируют канадский специалист Марина Зуева и известный американский тренер Игорь Шпильбанд. Современная версия «Сиртаки» намного сложнее канонической британской, но на ЧМ-2005 она принесла фигуристам из Страны кленового листа только 10-е место.
Современные танцоры смело используют элементы из арсенала спортивных пар. Вращения и поддержки, которые еще пару лет назад были под категорическим запретом, нынче можно увидеть в композиции любого дуэта, претендующего на высокие места. После введения новых правил возникла большая проблема: все стремятся делать элементы, особенно поддержки, высокого уровня, а их всего семь. Вот и создается порой впечатление, что все пары катают одну и ту же программу под разную музыку.
Исключение составляют лишь композиции экстра-класса.
На ЧМ-2005 в произвольной программе выделялись три пары. Безусловно, на голову выше всех были Татьяна Навка и Роман Костомаров. Даже те, кто не относится к числу их ярых поклонников, признали: ученики Александра Жулина достигли уровня, ставящего их в один ряд с чемпионами последних лет. Их «Тоска» была действительно божественна. Настоящая классика.
По другому пути пошел Шпильбанд, поставивший своей лучшей паре Танит Белбин - Бенджамин Агосто яркий, характерный танец. Цыганские мелодии уже настолько заезжены, что при первых звуках настраиваешься на определенный стереотип. Чемпионам Америки удалось его избежать. Танит и Бенджамин тоже прокатались на одном дыхании, их танец оставлял впечатление цельной композиции, а не набора элементов третьего уровня сложности.
То же самое можно сказать о французском дуэте Изабель Делобель - Оливье Шонфельдер. Их «Фрида» произвела фурор уже на чемпионате Европы в Турине, а в Москве бронзовые призеры ЧЕ-2005 подтвердили не случайность своего успеха. Не зря Мирель Зазуи, тренирующая в Лионе этот дуэт, относится к наставникам мирового уровня.
Самое время подводить итоги. Скептики, твердившие о том, что в танцах смотрят на национальный флаг, авторитет тренера, богатство родителей, в Москве оказались посрамлены. Именно эти три пары и именно в таком порядке значились в итоговом протоколе произвольной программы. Французам, правда, не удалось по сумме трех танцев обойти Елену Грушину и Руслана Гончарова, что тоже справедливо: опытные украинцы лучше освоили обязательную программу, а их оригинальный - «Кабаре» - один из лучших танцев в новейшей истории фигурного катания.
Любопытно, что все призеры московского живут и тренируются в Америке: Навка и Костомаров - в Нью-Джерси, Белбин и Агосто - в Детройте, Грушина и Гончаров - в Коннектикуте. Такой вот получился открытый чемпионат США.