Состязаниям мужчин предшествовали выступления танцоров, исполнявших оригинальную программу в ритмах свинг-комбо. И здесь преимущество россиян Татьяны Навки и Романа Костомарова было бесспорным. Они единственные, чей оригинальный танец удостоился оценки 6,0 за представление программы. Пусть одной и, как мы подозреваем, несмотря на полную анонимность судейского корпуса, от российского арбитра, однако вполне заслуженной. В нынешнем сезоне подопечные Александра Жулина не проиграли не только ни одного соревнования, но и ни одного вида программы. До абсолютного достижения остался один шаг.
«Группа преследования» выстроилась почти в соответствии со сложившимся в ходе нынешнего сезона рейтингом. Вторые после двух видов программы болгары Албена Денкова — Максим Стависский, третьи — украинцы Елена Грушина — Руслан Гончаров. Прорыва, на который рассчитывали юные американцы Танит Белбин — Бенджамин Агосто, не произошло. Учеников Игоря Шпильбанда, бронзовых призеров финала Гран-при, по итогам двух танцев поставили на пятое место.
Чего-то выдающегося Танит и Бенджамин в «Вестфалленхалле» пока не показали, а таких заслуг, как у Кати Винклер и Рене Лозе, у них в силу возраста быть не может. Немецкий дуэт перед произвольным танцем занимает четвертую строчку и вполне может поучаствовать в борьбе за «бронзу». Чемпионат все-таки в Дортмунде проходит, а не в Одессе, откуда родом Грушина и Гончаров, и не в штате Коннектикут, где они сейчас живут и тренируются.
Оба молодых российских дуэта могут занести выступления в свой актив. После второго вида программы Оксана Домнина и Максим Шабалин обошли канадцев Меган Уинг — Аарона Лоу, а Светлана Куликова и Виталий Новиков — сразу четыре дуэта.
Воспитанники Татьяны Тарасовой катаются вместе меньше года. За это время очень трудно освоить обязательные танцы. А вот поставить удачный оригинальный для такого мэтра, как Татьяна Анатольевна, большой проблемы не составляет.
Тарасовой на этом чемпионате, как и на всех в последние годы, приходится трудиться в стахановском режиме. Кроме российской пары она выводила вместе с ассистентами Майей Усовой и Евгением Платовым израильтян Галит Чейт — Сергея Сахновского. Они, правда, в последние годы опускаются все ниже в итоговых протоколах. Даже такому мастеру, как Тарасова, трудно подчеркнуть достоинства имеющей большие пробелы в технической подготовке Галит.
Затем Татьяне Анатольевне, все чаще намекающей на свой пенсионный возраст, когда речь заходит о работе с российскими спортсменами, пришлось поприсутствовать в зоне «слез и поцелуев» рядом с японскими одиночниками. Не смогла она отказать руководителям федерации фигурного катания этой страны в просьбе проконсультировать Дайсуке Таканаши, а восходящую звезду женского фигурного катания Шизуку Аракаву будет тренировать.
Еще один питомец тарасовской школы, Андрей Грязев, в Дортмунде не сумел показать себя во всей красе. Скорее всего, сил на концовку сезона не хватило. Ведь Грязев выступал как на взрослых, так и на юниорских турнирах. Впервые стал призером чемпионата России, выиграл чемпионат мира среди юниоров. И 12-е место в Дортмунде — неплохой задел для будущих успехов.
Еще до начала произвольной программы из-за травмы снялся с соревнований Илья Климкин. Нога беспокоила его и до отъезда в Дортмунд, и во время выступлений в квалификации и короткой программе. В нынешнем состоянии конкурировать с соперниками даже за место в десятке бронзовому призеру чемпионата Европы было бы сложно.
Ведь участники ЧМ-2004 продемонстрировали фантастический уровень сложности программ и высочайшую степень готовности к главному старту сезона. Выступавший в слабейшей разминке Иван Динев безукоризненно исполнил все прыжки, включая четверной. Вышедший на лед во второй группе бельгиец Кевин ван ден Перрен продемонстрировал дортмундской публике каскад из трех тройных. Выступления фигуристов заключительной шестерки зал приветствовал стоя.
Исключение составил лишь прокат заслуженного ветерана американского фигурного катания Майкла Вайса. На фоне своего юного соотечественника Джонни Уэйра 27-летний фигурист смотрелся старомодно и примитивно. Лет пять назад Вайс еще мог бы с такой программой на что-то рассчитывать. Сейчас подросло новое поколение, воспитанное на примере Плющенко и Ягудина.
Лучшие в жизни прокаты продемонстрировали швейцарец Стефан Ламбиель и немец Штефан Линдеман. Еще два года назад Ламбиель с трудом выдерживал 4,5 минуты, отведенные на произвольную программу, не рисковал прыгать четверные и запоминался только уникальными вращениями. В Дортмунде Стефан безупречно исполнил каскад «4+3» и еще один прыжок в четыре оборота. Столь же уверенно откатал свою композицию Линдеман, доселе ни разу не попадавший даже в десятку на чемпионатах мира. Да что там в десятку! Он и в сборную Германии не всегда попадал, проигрывая на национальных чемпионатах Андреюсу Влащенко и Сильвио Смалуну.
Сказать, что свой лучший прокат в жизни или даже в сезоне продемонстрировал Бриан Жубер, было бы сильным преувеличением.
Однако чемпиона Европы после Будапешта воспринимают уже как ровню самому Плющенко. Пусть в каскаде и была допущена помарка, на оценки 5,9 арбитры не поскупились. Француза заслуженно поставили выше и Ламбиеля, и Линдемана, который после объявления оценок радовался своей первой в жизни медали чемпионата мира как мальчишка.
Таким был расклад перед выходом Евгения Плющенко, которому по жребию выпало завершать произвольную программу. Это потом Алексей Мишин скажет, что был уверен в своем ученике. Какой бы прокат не продемонстрировали соперники, по набору технических элементов питерский фигурист превосходит их на порядок, а по хореографической подготовке — на два порядка. Однако элементы еще нужно было исполнить, а работу танцовщика эйфмановской труппы Юрия Смекалова можно показать публике и судьям только при безупречном прокате.
И Плющенко его продемонстрировал. Даже досадное падение на ровном месте в концовке программы, посвященной памяти Вацлава Нижинского, не сказалось на настроении арбитров. Четыре высшие оценки за представление программы сняли все вопросы. Реванш за поражение на чемпионате Европы был взят убедительно и красиво.