Фигуристы любят показательные выступления. Можно блеснуть экстравагантным нарядом, как это сделала Ирина Лобачева, станцевав рок-н-ролл в купальнике. Вроде бы и движения те же, и мелодия, но произвольный танец чемпионов питерских состязаний смотрелся совсем иначе, чем день назад.
Можно выбрать в качестве музыкального сопровождения «хитовую» мелодию и только за счет этого завести зал. Так поступил серебряный призер финала Гран-при Илья Климкин, выбравший для своего показательного номера песню популярнейшей в городе на Неве группы ДДТ. В следующий раз Илья пообещал «сбацать» что-то из репертуара «Ленинграда».
Однако многие участники предпочитают и на показательных выступлениях прокатывать свои соревновательные программы.
«Лишний раз отшлифовать ключевые элементы на публике никому не мешает», — считает прославленный мэтр Алексей Мишин. Его воспитанник Евгений Плющенко выходил на лед дважды. Первый раз — со знаменитым «Суперменом», а второй — с произвольной программой нынешнего сезона на музыку Игоря Корнелюка, посвященной 300-летию Санкт-Петербурга.
Конечно, в ней не было каскада «4+3+3», который Плющенко на памяти журналистов впервые исполнил на соревнованиях именно на нынешнем финале Гран-при. Не было и двух разных четверных прыжков, которые также отрабатывает на тренировках воспитанник Мишина. Но в нынешнем олимпийском цикле Плющенко обязательно подготовит такую композицию. Без этого рассчитывать на успех в Турине на Олимпиаде-2006 не приходится. Повышенная сложность плюс отточенная хореография. По такому пути идут сейчас сильнейшие фигуристы.
Причем китайские мастера, которые, похоже, четверные прыжки разучивают еще в десятилетнем возрасте, делают упор на развитие хореографических навыков. Особенно это заметно на примере спортивной пары Сю Шэнь — Хунбо Чжао. На протяжении нескольких сезонов они опережали основных конкурентов, включая обладателей двух комплектов золота Солт-Лейк-Сити, в оценках за технику. Но уступали по второй оценке, главным критерием которой является именно хореография. В нынешнем сезоне серебряные призеры питерского финала Гран-при заметно прибавили в этом компоненте. Но стали ошибаться при исполнении прыжков и выбросов, чего ранее за ними не наблюдалось.
Украинка Елена Ляшенко, занявшая в Питере пятое место, напротив, откаталась практически без ошибок. Но в ее программе нет ни каскада «3+3», ни тройного ритбергера.
А без этого сегодня рассчитывать на успех в споре с американками и россиянками не приходится.
Хотя киевлянка удивительно пластична и артистична. Недаром с ней еще много лет назад хотел поработать покойный Карло Фасси, которого в США называли тренером чемпионов.
Пожалуй, на сегодняшний день образцом оптимального сочетания двух основополагающих компонентов фигурного катания является именно Плющенко. Его техника близка к филигранной (не зря ведь Мишин защитил в свое время диссертацию, посвященную этой теме), а хореография восхитительна. Причем три программы, которые прокатал Евгений в родном городе, ставили три разных хореографа: короткую, на музыку Альбинони, — руководитель мужского балета Валерий Михайловский (он сам в свое время блистал в этом адажио), «Кармен» — Эвальд Смирнов, возглавляющий хореографическую труппу кабаре, а «300-летие Санкт-Петербурга» — один из ведущих балетмейстеров Мариинки Кирилл Симонов.