Настолько революционным, что разобраться в них не могут не только непосвященные, но и даже сами спортсмены. «Если раньше хоть понятно было, кто и по какой причине нас засудил, то сейчас даже неизвестно, какому рефери принадлежит высвеченная на табло оценка», — то ли сетовал, то ли просто делился своими наблюдениями во время московского этапа Гран-при чемпион мира Илья Авербух.
Чтобы разобраться в нюансах нового судейства, во второй день ЧЕ-2003 провели специальный семинар. На экране демонстрировали олимпийские программы Алексея Ягудина и на лучшем образце объясняли, за что нужно добавлять десятые балла, а за что - снижать. В композициях лидеров современного фигурного катания сложные элементы и связки идут фактически в режиме нон-стоп, так что от арбитров требуется незаурядная реакция и хорошее знакомство с навыками устного счета.
Напомним, что число арбитров на чемпионатах мира и Европы было увеличено с девяти до четырнадцати, а на этапах Гран-при с семи до десяти. Оценивать выступления фигуристов должны все судьи, однако учитываются оценки только семерых из них, произвольно отобранных компьютером. Эти изменения были приняты на конгрессе Международного союза конькобежцев (ISU) в Киото летом прошлого года. На такие кардинальные реформы в области судейства руководство ISU пошло после знаменитого скандала, разразившегося вокруг судейства француженки Мари-Ренн Ле Гунь в дни зимней Олимпиады в Солт-Лэйк-Сити.
Но если у одиночников и спортивных пар критерии еще поддаются логическому объяснению, то у танцоров они настолько размыты, что, как шутят острословы в пресс-центре Ледового стадиона Мальме, в этом виде программы самые независимые арбитры.
Судят независимо от проката программы.
Между тем в первый год нового олимпийского цикла должны определиться контуры нового рейтинга танцоров, фактически определяющего положение того или иного дуэта в итоговых протоколах. Это у одиночников еще можно за сезон, усложнив программу и плотно поработав у балетного станка, прыгнуть с четвертого или пятого места даже на высшую ступень пьедестала. В танцах подобное невозможно по определению. К тому же
в Мальме нет сразу трех дуэтов, блиставших на протяжении последних лет, а Лобачева с Авербухом твердо решили уйти после сезона нынешнего. Битва за «наследство» обещает развернуться нешуточная.
Первые выводы можно сделать уже после обязательного танца танго. Сразу же указали место Галит Чейт и Сергею Сахновскому. К разочарованию израильтян, весьма далекое от пьедестала — шестое. Не простили им скандальной «бронзы», фактически купленной за «зелень» отцом Галит, живущим в Америке израильским бизнесменом с молдавскими корнями Борисом Хаитом. Не помогли ни новая должность «папы Бори» (он теперь возглавляет федерацию фигурного катания Израиля), ни усилия нового тренера двукратного олимпийского чемпиона Евгения Платова, в консультантах у которого сама Татьяна Тарасова.
За пределами призовой тройки остались и ее собственные подопечные, наделавшие столько шума на американском и канадском этапах Гран-при. После танго украинцы Елена Грушина и Руслан Гончаров только четвертые. Зато отметим не прогресс даже, а самый настоящий взлет Татьяны Навки и Романа Костомарова, занявших перед оригинальным и произвольным танцами третью позицию. Впереди только болгары Албена Денкова и Максим Стависский, ну и, разумеется, Лобачева с Авербухом. Хотя главные судейские игры, по прогнозам (и по новым правилам), еще впереди.