Практику расширения полномочий соцсетей в части контроля контента можно только приветствовать, считает директор Центра цифровой экономики и финансовых инноваций МГИМО, генеральный директор «Белого Интернета» Элина Сидоренко.
В беседе с «Газетой.Ru» эксперт напомнила, что изменения в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ввели обязанность владельцев интернет-площадок самостоятельно принимать меры по ликвидации со своих платформ информации, нарушающей законодательство РФ, и ежегодно публиковать отчет о результатах проделанной в этом направлении работы.
«Цифры впечатляют: каждый год Роскомнадзор в рамках взаимодействия с администрациями соцсетей удаляет десятки тысяч материалов, содержащих детскую порнографию или пропаганду наркотиков. А незначительное количество протоколов в отношении владельцев соцсетей является лишним подтверждением готовности компаний к саморегуляции и самоконтролю», — заявила Элина Сидоренко.
По ее мнению, привлечение администраций соцсетей к устранению опасных материалов позволяет задействовать в деле игроков, лучше всего знакомых с «внутренней кухней» площадок.
Благодаря их ресурсам и возможностям, обнаружить и удалить деструктив в сети удается максимально эффективно, уверена гендиректор «Белого Интернета».
«Думаю, не будет преувеличением сказать, что российские компании ответственно подходят к своей миссии и следят за безопасностью на своих площадках, в отличие от иностранных корпораций, которые довольно вяло отреагировали на новые требования к их работе. Увы, этого нельзя сказать о зарубежных ИТ-компаниях», — сказала эксперт.
Сидоренко отметила: несмотря на то, что иностранные ИТ-гиганты активно зарабатывают на российской аудитории, они не желают соблюдать национальное законодательство.
«Западные социальные сети регулярно уличают в нарушении закона «о самоконтроле» даже после введения штрафов за его несоблюдение. Если также брать в расчет их политику в отношение приватности и персональных данных, складывается ощущение, что игнорирование юридических норм — их рабочая установка», — констатировала она.
Причем, уточнила Сидоренко, эта ситуация актуальна не только для России: она касается и других стран мира.
«Возникает впечатление, что для них существует две параллельные правовые модели: национальное законодательство и их внутренние регламенты, что начинает вызывать откровенный юрисдикционный конфликт и требовать разработки дополнительных мер ответственности за размещение деструктивного контента в западных социальных сетях», — указала директор Центра цифровой экономики и финансовых инноваций МГИМО.
Три года назад, 1 февраля 2021 года, в России вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Нововведение обязало владельцев интернет-площадок самостоятельно принимать меры по ликвидации со своих платформ информации, нарушающей законодательство Российской Федерации.