В рамках программы «Пятая студия» на канале «Россия 24» эксперты обсудили общемировую проблему энергокризиса, и что к этому привело. Специалисты отметили, что несмотря на то, что цены на газ в Европе несколько опустились, даже падали ниже тысячи долларов за один кубический метр, евро, но сейчас ситуация остается сложной.
Как отметил экономист Михаил Хазин, произошло несколько событий, которые привели к тому, что сейчас происходит в Европе и мире.
«Первое началось уже довольно давно, когда в результате массовой пропаганды, «зеленизации» экономики стали недовкладывать в традиционную энергетику. В результате мощности выбывают, а новые не появляются. Обстоятельство второе. Они решили, что нетрадиционные источники могут полностью заменить традиционные. Выяснилось, что не получается. Потому что то ветер не дует или стихийное бедствие», — отметил эксперт.
Он пояснил, что для того, чтобы компенсировать эти выпадающие нетрадиционные мощности, нужно запускать традиционные.
«А традиционные работают на полную, как бы уже на износ. И по этой причине надо как-то менять. То есть они, на самом деле, совершили совершенно традиционную ошибку: они начали пропагандистскую кампанию «зеленизации» экономики до того, как было точно понятно, сколько денег и какие технологии нужно использовать», — добавил Хазин.
Сегодня понятно, что для того чтобы полностью заменить традиционные источники, технологий не хватает, подчеркнул он.
В свою очередь, доцент Финансового университета при правительстве РФ Леонид Крутаков считает, что «зеленизация» — попытка политического навязывания определенных новых норм поведения в энергетике для всего мира.
«Все, что мы видим пока, что делается в зеленой энергетике, — это новый налог на углеводороды. Как сегодня энергия передается на расстоянии? Это танкеры, трубы, газовозы? И представьте теперь, все вот это нужно заменить проводами. Это все АЗС, надо к ним протянуть провода. Нужно создать запасы электроэнергии, сопоставимые с подземными газовыми хранилищами, стратегическими резервами нефти. Потому что энергия такая вещь, которую невозможно спрогнозировать ее производство, точно показать. Поэтому запас является таким ориентиром для рынка: запасы падают — значит потребление превышает производство, цены растут. Запасы растут — значит, все наоборот, цены вниз», — отметил он.
£
Крутаков добавил, что ExxonMobil, Shell, BP, Chevron и Total с 2000 по 2015 год увеличили инвестиции в добычу в четыре раза, с 29 млрд до 121 млрд долларов. При этом объем добычи упал, а доля в мировых запасах снизилась с 3,5 до 2,2 процента. Совокупный задействованный капитал вырос с 310 до 902 млрд долларов, а рентабельность рухнула с 18 до 4. Западные компании остались без нефти, пояснил он.
«В этом смысле власть в углеродной энергетике стала переходить национальным государственным компаниям: китайским, индийским и русским — к «Роснефти» и «Газпрому». Происходит переток энергетической власти в мире. А энергия — это двигатель мировой экономики, драйвер развития. Ничего другого нет. Поэтому Западу надо было пересмотреть финансовые условия. Отсюда и появилась «зеленая» энергетика», — заключил эксперт.