В среду прокуратура Москвы заявила о раскрытии целой серии громких преступлений, совершенных на почве национальной розни. Прежде всего столичные следователи завершили расследование уголовного дела о взрыве на Черкизовском рынке столицы, происшедшем в августе прошлого года (тогда погибли 14 человек, еще около 50 получили различные ранения). Заодно органы следствия раскрыли убийство армянина Вигена Абрамянца, совершенное на станции метро «Пушкинская» 6 апреля 2006 года. И, наконец, прокуратура Москвы объединила в одно уголовное дело еще 20 убийств, совершенных в последние годы в столице и Подмосковье. В рамках расследования этого дела арестованы четверо молодых людей.
Взрыв на Черкизовском рынке стал одним из восьми взрывов, организованных националистической группировкой, которая сформировалась на основе военно-патриотического клуба «Спас», утверждают в прокуратуре.
Теракт на рынке произошел 21 августа 2006 года около 10 часов утра. По данным следствия, студенты Илья Тихомиров, Олег Костырев и Валерий Жуковцев утром нагрузили спортивную сумку самодельной взрывчаткой, вышли на станции метро «Партизанская» и пешком добрались до южной окраины рынка. Молодые люди прошли в глубь торговых рядов и остановились у кафе «Атлантида», где будто бы невзначай оставили сумку под одним из столиков. Удаляющихся террористов окликнули, у тех сдали нервы, и троица кинулась к выходу. Решив, что молодежь что-то украла, охрана рынка ринулась за ними и настигла у выхода. Жуковцеву удалось скрыться, а пока торговцы выясняли, что, собственно, произошло, грохнул взрыв. Олега Костырева и Илью Тихомирова сдали милиции, а уж те назвали имя своего сообщника.
В ходе расследования прокуратура узнала о существовании экстремистской группировки. В нее, кроме фигурантов взрыва на рынке, входили бывший прапорщик ФСБ Сергей Климук, руководитель клуба «Спас» Николай Королев и курсант колледжа милиции Никита Синьков. Как напомнил прокурор Москвы Юрий Семин, члены группировки в сумме совершили восемь взрывов и одно убийство. «Все взрывы, кроме черкизовского, были без серьезных последствий. А убийство — это то самое дело об убийстве 17-летнего Вигена Абрамянца, совершенном в метро на станции «Пушкинская», — приводит «Интерфакс» слова прокурора. Королев был идеологом организации, а Климук отвечал за физическую подготовку ее участников. Члены организации подрывали торговые точки, принадлежащие «нерусским». Что касается армянина Абрамянца, в его убийстве обвиняют неудавшегося милиционера Синькова.
Всего, по словам Семина, обвинения предъявлены восьми лицам. Однако два до сих пор не известных имени прокурор так и не назвал. Возможно, речь идет о студентах юрфака Городского педагогического университета Николае Качалове и Дмитрии Федосеенкове, арестованных в марте этого года. Они были обвинены в совершении двух взрывов московских ларьков, принадлежащих выходцам с Кавказа. Правда, в организации взрыва на Черкизовском рынке они непосредственного участия не принимали, но Качалов заявил, что совершил подрыв у станции метро «Братиславская» под угрозой расправы со стороны своих знакомых — Никиты Синькова и Олега Костырева. Как бы то ни было, сейчас восьми обвиняемым членам группировки инкриминируется организация преступного сообщества, терроризм и убийство на почве национальной розни. Дело передано их адвокатам для ознакомления. Далее оно поступит в суд.
В среду же зампрокурора столицы Владимир Юдин сообщил журналистам, что прокуратура Москвы объединила в одно уголовное дело 20 убийств, совершенных на националистической почве. По словам Юдина, следователи арестовали четырех человек, которые уже несколько лет нападали на иностранцев, в том числе приезжих из республик СНГ.
Речь идет о деле 18-летнего учащегося школы иконописи им. Киселева Артуре Рыно и его сообщнике, студенте Российского государственного университета физкультуры 18-летнем Павле Скачевском. Их задержали весной 2007 года после убийства предпринимателя Карена Абрамяна, совершенного 17 апреля возле его дома на улице Кедрова. Нанеся бизнесмену 20 ножевых ранений под объективом камеры, зафиксировавшей преступление, молодые люди попытались скрыться, но были пойманы.
На допросах Павел Скачевский отказался сотрудничать со следствием и своей вины до сих пор не признал. Рыно же охотно сознался, рассказав попутно еще о 37 нападениях. По словам подростка, свое первое преступление он совершил 21 августа 2006 года как раз в районе Черкизовского рынка, на котором спустя несколько часов другие националисты устроили взрыв. «Мы гуляли, я заметил драку наших ребят, человек пять-шесть, с азиатом. Я поспешил на помощь. Достал нож и несколько раз ударил им нерусского», — рассказал на допросе Рыно.
После этого вечерние прогулки по Москве и Подмосковью стали у юноши традицией. Большую часть преступлений, по его словам, Рыно совершил вместе со Скачевским, но в ряде нападений принимали участие и другие его знакомые, в частности, он называл имена некоторых фанатов футбольного клуба ЦСКА. На основании показаний Рыно правоохранительные органы задержали еще двух человек, в итоге подозреваемых стало четверо.
Кроме того, иконописец сообщил милиции о близком знакомстве с организаторами взрыва на Черкизовском рынке — бывшим прапорщиком столичного УФСБ Сергеем Климуком и руководителем «Спаса» Николаем Королевым.
Впрочем, 14 июня Рыно от всех своих сенсационных показаний категорически отказался. Однако следствие запротоколировало 22 из 37 рассказов Рыно — именно по ним и возбуждены уголовные дела в рамках одного производства. По мнению прокуратуры, расследование дела теперь сильно замедлится, потому что улики и доказательства милиции придется искать самостоятельно. «По делу требуется провести большое количество экспертиз и проверить большое количество информации, — отметил зампрокурора. — Дело Рыно может стать таким резонансным, как дело о взрыве на Черкизовском рынке».