В Высшей школе экономики (ВШЭ) больше не работает доктор филологических наук Гасан Гусейнов.
Он отметил в комментарии радиостанции «Говорит Москва», что у него закончился контракт с высшим учебным заведением. Больше Гусейнов не будет вести занятия. «Реакция положительная», — сказал профессор.
Гусейнов оказался в центре внимания осенью прошлого года. Произошло это после того, как на своей странице в Facebook преподаватель пожаловался, что в московских магазинах нет периодики на языках народов, живущих в России, кроме как «на убогом клоачном русском языке».
Позднее профессор пояснил, что имел в виду не сам русский язык, а то, как его используют СМИ, политики, юристы, сотрудники правоохранительных органов.
Так или иначе, высказывание вызвало широкий общественный резонанс. На пост отреагировал ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. По его мнению, нынешний русский язык в том состоянии, в котором он сейчас есть, не заслуживает таких выражений. Глава учебного заведения рекомендовал профессору «помнить о чувстве такта и репутации своих коллег при выходе в публичное пространство».
В июле этого года Гусейнов вновь отличился, и ВШЭ пришлось отвечать за высказывания на тот момент своего сотрудника. Преподаватель прокомментировал в Facebook пост журналистки Анны Наринской. Он заявил, что американская писательница Сьюзен Зонтаг правильно все сказала, называя захват заложников на Дубровке «национально-освободительной борьбой чеченского народа».
«Факт остается фактом: это была национально-освободительная борьба чеченского народа. Сейчас в этой борьбе — длительный перерыв», — написал Гусейнов.
Руководство ВШЭ заявило, что считает «неприемлемым использование каких-либо исторических событий в попытках оправдания причин террористических актов».
«Такие вещи, как терроризм, геноцид, холокост, массовые убийства нельзя оправдать ничем, и это позиция всего цивилизованного общества, а не только НИУ ВШЭ», — подчеркнул директор по связям с общественностью НИУ ВШЭ Андрей Лавров в комментарии РИА «Новости».
Общественность также раскритиковала комментарий профессора. Ему пришлось удалить свое высказывание и объяснять его. «Есть национально-освободительное движение, с ним всегда сопряжен террор — ни к тому, ни к другому у меня никакой симпатии нет. Гуманитарные науки изучают явления и называют эти явления своими именами. Говорить, что они пропагандируют эти явления — это глупо», — сказал он ранее «Газете.Ru».
Тем временем в Правозащитном центре Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) отметили, что теперь ВШЭ придется готовиться к «войне» из-за ухода «клоачного профессора» — так Гусейнова прозвали в соцсетях. «Врагов они себе из выгнанных либералов, конечно, наживут», — сказал руководитель центра Роман Силантьев в беседе с «Царьградом».
Он отметил, что у профессора была достаточно скандальная репутация. «Учитывая его репутацию, такие действия выглядят разумными по ее улучшению. Другой вопрос, не слишком ли поздно это все начали делать и насколько это поможет», — сказал он, комментируя увольнение профессора.
В начале августа ВШЭ решила не продлевать контракты с несколькими преподавателями, которые открыто заявляли о своих оппозиционных настроениях. В частности, речь шла о Дмитрии Турко. Его в прошлом году задерживали за участие в несанкционированном митинге.
«Вряд ли будут даже после этого Высшую школу экономики считать оплотом нормальных адекватных ученых», — считает Роман Силантьев.
Это не единственные примеры увольнения сотрудников Высшей школы экономики. Так, в начале августа этого года стало известно, что кандидат социологических наук, доцент факультета социологии ВШЭ в Петербурге Элла Панеях была уволена.
«Я не прошла по формальным основаниям. Есть оценка публикационной активности. Одна из моих публикаций в прошлом году оценивалась высоко, а в этом году критерии оценки изменились», — рассказала она в комментарии РБК.