45 минут в день россияне тратят на TikTok
«Место для коротких видео, снятых на телефон» — так себя характеризует соцсеть TikTok, которая была запущена китайской IT-компанией ByteDance в 2017 году и с тех пор набрала многомиллионную аудиторию по всему миру. Российская составляющая сервиса насчитывает уже 18 млн уникальных пользователей. Для сравнения — еще в мае 2019 года их число не превышало 8 млн.
В среднем ежедневно россияне проводят 45 минут за просмотром роликов в TikTok, открывая приложение минимум семь раз за сутки, сообщал представитель сервиса на конференции «Маркетинг #реальноговремени» в марте текущего года.
Основную часть аудитории составляют дети и подростки — их в TikTok около 43%. Для многих россиян, не знакомых с сервисом, он представляется платформой, забитой странным и глупым контентом. Тем не менее спортивные, новостные и стриминговые бренды, которые активно используют TikTok для рекламы, так не считают. По данным отчета Conviva, в 2020 году там активно публиковали видео Национальная баскетбольная организация, поставщик фильмов и сериалов Netflix, а также детско-подростковый телевизионный канал Nickelodeon.
Быстро набирающий популярность китайский видеохостинг уже имеет свою армию блогеров, собравших аудиторию благодаря коротким видео, опубликованным на сервисе, — даже в России предприимчивых тиктокеров уже довольно много. В 2020 году они стали объединяться в так называемые TikTok-дома — сообщества блогеров, которые живут вместе и сутками создают контент.
Чаще всего они представляют собой несколько объединенных между собой квартир или дома, где могут разместиться около 15 человек. Например, в Dream Team House вместе живут тиктокеры Даня Милохин, Аня Покров, Артур Бабич и Настя Усеева. Ребята делят между собой семь комнат и баню в центре Москвы.
«Можно зарабатывать хорошие цифры»
Как рассказал «Газете.Ru» генеральный директор и продюсер Wildjam и Dream Team Ярослав Андреев, ежемесячный доход популярных блогеров TikTok может исчисляться миллионами рублей — при этом их популярность растет, если они постоянно взаимодействуют между собой. Сам Андреев работает с такими TikTok-домами, как Dream Team House с 5,5 млн подписчиков на платформе, Swag House и Sweet House, за которым следят более 950 тыс. фолловеров.
«Заработок выходит разный: от 50 тыс. рублей, если ты маленький или средний блогер, до нескольких миллионов, если ты большой и уверенный в себе. Можно зарабатывать хорошие цифры, но, естественно, уже за вычетом налога», — заявил глава агентства.
Сами тиктокеры считают свой заработок нестабильным. «Абсолютно разные цифры каждый месяц. Это невозможно предугадать, но когда ты на волне, всегда есть тот, кто хочет взять у тебя рекламу. Однако в целом никогда не угадаешь, какая у тебя будет зарплата в месяц», — пояснила «Газете.Ru» 21-летняя тиктокерша из Dream Team House Мария Горячева. У нее 3,7 млн подписчиков.
20-летняя тиктокер Dream Team Анна Покровская с 5,8 млн подписчиков в приложении отмечает, что заработка блогера хватает на «хорошую» жизнь. «Выходит нормально. Для 20 лет, для подростков и молодежи это очень даже хорошо», — сказала она.
По словам собеседниц издания, в доход участника дома, в первую очередь, входят деньги за рекламу в TikTok и других соцсетях — например, в Instagram, где страницы у тиктокеров не менее раскрученные.
«Заработок блогера состоит из нескольких моментов: первое — реклама в TikTok как классических брендов, так и музыкальных треков. Вторая история — это Instagram. У всех тиктокеров он раскачан, в связи с чем реклама продается еще и там. Далее участие блогера как медийного лица в каких-то рекламных проектах — например, в телевизоре — это тоже деньги», — заявил гендиректор Wildjam Андреев.
За созданием одного видео в TikTok стоит не один блогер, а целая команда. «Во многом очень помогают менеджеры — по проектам, по задачам на день. Но есть и своя доля ответственности. Наша работа, конечно, преобладает, потому что мы сами создаем свой контент», — пояснила Горячева «Газете.Ru».
На каждый TikTok-дом, по словам гендиректора Wildjam, приходится от трех до пяти менеджеров. «Помимо рекламы они помогают решать вопросы по видеохостингу YouTube, музыке и так далее. Команда очень большая, потому что помимо менеджеров есть еще операторы, монтажеры, дополнительный персонал, который помогает обеспечить ребятам быт и оргвопросы», — сообщил Андреев «Газете.Ru».
Тиктокер Ника Лейтик из дома Blogger Camp, страница которой насчитывает 2,6 млн подписчиков, отметила, что менеджерам приходится отдавать 30% от выручки с рекламы.
Но если с менеджерами у Blogger Camp есть договоренность, то друг с другом тиктокеры снимают ролики, не заключая официальных соглашений, отметила девушка. «Не знаю про другие дома, но мы работаем без договоров. Правило у нас действует логичное: помогать развиваться дому и вести себя по-человечески», — уточнила она.
В свою очередь участники Dream Team House и глава Wildjam отказались отвечать на вопрос о том, связывает ли дом договор и какие обязательства в нем прописаны.
«Целый день съемки-съемки-съемки»
Некоторые тиктокеры также стараются развиваться в музыкальном направлении — правда, пока таким способом получается зарабатывать немного. «Но естественно, это тоже доход, который приносит тиктокер», — отмечает Андреев.
Платят блогерам и звезды российской эстрады, вернее, их лейблы — за продвижение песен и клипов, сообщил Андреев. Так, Dream Team House уже посетили такие артисты, как Дима Билан, Клава Кока, Ольга Бузова, Баста и Егор Крид. В XO Team House с 2,8 млн подписчиков в TikTok приходили Елена Темникова, Мот и Feduk.
Все эти люди обращаются к популярным тиктокерам за «энергией и пиаром», считает Анна Покровская. «Звезды российской эстрады не платят за то, что приходят к нам. Мы очень многих зовем сами в гости, потому что они нереально крутые. Это классно и для нас, и для них: мы смотрели и слушали их с детства, а они — заряжаются от нас энергией, снимают тиктоки и получают какой-то дополнительный пиар», — сообщила она «Газете.Ru».
При этом помимо развлечений и общения каждый день тиктокерам приходится непрерывно производить контент.
«Мой день таков: проснулась, сразу же начала снимать историю в Instagram с ходу. Не накрашенная, страшная история. Позавтракала — история. Потом идут тиктоки. Целый день съемки-съемки-съемки»,
— отметила Покровская.
Как уверяют тиктокеры, в «домах» они живут так же, как и их сверстники, составляющие большую часть аудитории — в этом и есть секрет успеха, считают они.
«Мы точно так же взрослеем, проводим будни. У нас были такие же проблемы в школе, университете, была и первая любовь. Это единство и близость к зрителю. И сейчас мы находимся в тех же любовных трениях, переживаниях, и мы об этом открыто говорим», — заключила Мария Горячева.