В Совете Федерации считают справедливым требование гособвинения назначить шесть лет лишения свободы псковской журналистке Светлане Прокопьевой, против которой возбуждено дело об оправдании терроризма. Об этом «Газете.Ru» сообщил член комитета по обороне и безопасности Франц Клинцевич.
История началась в ноябре 2018 года — тогда в эфире радиостанции «Эхо Москвы в Пскове» обвиняемая обсуждала теракт, совершенный в здании управления ФСБ по Архангельской области 17-летним жителем региона Михаилом Жлобицким. В ходе передачи женщина заявила, что «государство своей чрезмерной жестокостью само подталкивает молодых людей к противоправным действиям».
«Конечно, в этих словах есть состав преступления об оправдании терроризма. Шесть лет для журналистки — справедливо. Это же еще меньше, чем положено по статье — там до семи лет можно получить», — заявил сенатор.
Он подчеркнул, что терроризм — это слишком страшное преступление, чтобы поддерживать его безнаказанно. «Мальчики и девочки, если вы пытаетесь разложить страну, оправдать жестокость, придется отвечать. Со всеобщей вседозволенностью надо заканчивать. Ребята, вы ведь живете в этой стране и должны отвечать по ее законам. Если журналист хочет оправдать себя, то для этого есть апелляционный суд и адвокаты», — пояснил Клинцевич.
В то же время в Госдуме уверены: наказание можно было бы и смягчить при нескольких условиях: «Если она оговорилась, совершила это нарушение по неосторожности, а до этого подобным образом не высказывалась, но в ее словах все-таки есть оправдание терроризма, то снятия вины никакого не может быть, но наказание должно быть максимально снисходительное или условное», — подчеркнул в разговоре с «Газетой.Ru» член комитета по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный.
Правозащитники и вовсе считают, что в высказывании Прокопьевой состава вышеупомянутого преступления нет — комиссия по свободе информации и правам журналиста Совета при президенте по правам человека (СПЧ) назвала требование гособвинения абсурдным.
«Ждем приговора, но также заранее выражаем сочувствие другим жертвам псковской прокуратуры, показавшей сегодня свою полную некомпетентность. Комиссия надеется, что суд окажется компетентнее гособвинения», — говорится в заявлении, опубликованном на сайте СПЧ.
Свою позицию правозащитники объяснили тем, что подобные утверждения, какие в эфире сделала журналистка «Эха Москвы», регулярно фигурируют в литературе. «На тему мотивации террористов, зарождения терроризма, как явления, написаны сотни книг. Попытки разобраться в их мотивах не делают людей соучастниками преступления. Прокопьева никак не высказывалась в поддержку поступка Жлобицкого», — указано в письме.
В Госдуме допускают, что комиссия может быть права, но только если в ее составе есть юристы. «Если в комиссии работают юристы, тем более юристы-практики, и они пришли к такому выводу — значит журналистка не имела намерений оправдать терроризм. Но это только при условии, что в СПЧ есть люди, которые с точки зрения права могут оценить ее действия. Думаю, в суде будут жаркие споры», — сказал депутат Выборный «Газете.Ru».
При этом он не исключил: «как одна, так и другая сторона могут победить». «Если гособвинение видит в этом состав преступления и настаивает на такой серьезной мере наказания, то у него должны быть железобетонные доказательства.
Следствие должно доказать, что она говорит это целенаправленно и популяризирует мысль о том, что государство подталкивает к терроризму. А самому фигуранту во время показаний надо сказать, что она искренне считает виновником терроризма государство и показывает пример жестокости»,
— сообщил чиновник.
Отметим, что, согласно версии гособвинения, Прокопьева «умышленно, желая наступления событий, подготовила аудиозапись», после чего распространила ее по радио и на сайте.
Журналистка отказывается признать свою вину и называет дело политически мотивированным. В октябре 2019 года она опубликовала открытое письмо, в котором назвала возбужденное против нее дело «убийством свободы слова в России» и «банальной местью обиженных силовиков».